Фламинго - Семья ребёнка с ограниченными возможностями
Доска объявлений
Open Panel
flam                 s6 logo

Семья в жизни каждого человека играет самую важную роль. Для ребенка, семья - это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от состояния здоровья, социального статуса и индивидуальных особенностей. Для ребенка с ограниченными возможностями, контакт которого с миром сужен, роль семьи возрастает. Именно семья должна стать развивающей средой для такого ребенка. Родители обязаны создать благоприятную среду для перемен, дать ребенку стимулы для роста, направить его развитие и дать чувство защищенности, столь необходимое в процессе формирования правильного отношения к миру, для дальнейшей успешной социализации.
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для всей семьи. Выделяют четыре фазы психологического состояния родителей в процессе становления их позиции к ребенку-инвалиду:
1) Шок. Характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной неполноценности.
2) Неадекватное отношение к дефекту. Проявляется в негативизме и отрицании поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.
3) Частичное осознание дефекта ребенка, сопровождаемое чувством “хронической печали”. Это депрессивное состояние, являющееся результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений.
4) Принятие дефекта, социально-психологическая адаптации всех членов семьи, вызванная установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям, выработка позитивных установок по отношению к самим себе и ребенку, формирование навыков обеспечения будущего своего ребенка.
Семьи с особыми детьми переживают неуверенность, страх, пессимистичные взгляды на будущее ребенка довольно долгое время. Большинство из них, ожидая рождения здорового ребенка, оказываются психологически и практически неподготовленными к тому, чтобы воспитывать и развивать ребенка с физическими или психическими ограничениями. Для того, чтобы выйти из длительной психотравмирующей ситуации, семье имеющей ребенка-инвалида, необходима помощь специалистов, поддержка родных, близких и окружающих.
Появление ребенка с ограниченными возможностями в семье ставит родителей перед фактом расширения социальных контактов с различными учреждениями, организациями и службами. Осознавая свою ответственность перед ребёнком, родители должны, не теряя времени, начинать действовать, проявляя соответствующую активность с целью создания необходимых условий для организации полноценного развития и воспитания ребенка. Такая активность полезна в двух отношениях. Во-первых, она позволит родителям легче пережить депрессивное состояние, вызванное появлением ребенка с дефектом развития, во-вторых, разумная активность может дать позитивный импульс для своевременного его лечения, воспитания и развития.
В центре реабилитации «Фламинго» отделение психолого-педагогической помощи оказывает комплексную помощь и поддержку семье. Применяются такие формы работы как: семейное консультирование, обучение родителей адекватным способам общения с ребенком, консультативно-диагностическая помощь, школа молодой семьи.
На ранних этапах развития ребёнка с ограниченными возможностями от рождения до трёх лет, родителям оказывается консультативно-диагностическая помощь. Цель данной работы - оказывать результативную помощь родителям в освоении эффективных «домашних» методов реабилитации ребёнка. Родители могут проконсультироваться по вопросам воспитания, развития, игровым приёмам занятий и обучения детей раннего возраста в домашних условиях.
Для определения уровня развития ребёнка и его способностей к дальнейшему продвижению применяется развивающий тест В.Штрасмайера. С его помощью можно узнать, какими навыками (самообслуживание - социальное развитие; мелкая моторика; общая моторика; речь; мышление, восприятие) в разных областях владеет ребенок и каким может быть высший уровень его достижений. Данный тест имеет диагностическую и развивающую направленность, помогая специалистам ориентироваться в системе развивающих упражнений при овладении определенными навыками, также позволяет составлять практические рекомендации родителям по развитию ребенка.
Семейное консультирование включает в себя диагностику детско – родительских отношений, консультирование по семейным вопросам, психотерапию и тренинги по сложным семейным ситуациям (кризис семьи, развод, внутрисемейные отношения, созависимость от состояния ребенка и многое другое).
Психологическая диагностика осуществляется для изучения специфики внутрисемейного климата, характера взаимодействия родителей с особым ребенком, моделей воспитания, используемых родителями, особенностей родительского восприятия проблем ребенка.
Для анализа детско-родительских отношений в семье, в работе психологами используются следующие диагностические методики:
1) Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) – создан В. Юстицкисом и Э.Г. Эйдемиллером.
Позволяет диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений. Причины неправильного воспитания бывают самыми разными. Такими, например, являются определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Причинами в нарушении воспитательного процесса являются личностные особенности самих родителей. Повышенная опека или, наоборот, пренебрежение интересами ребенка, эмоциональное отвержение и жестокое обращение. Встречаются чрезмерный, недостаточный и противоречивый тип воспитания. По результатам с родителями проводится разъяснительная работа и рациональная психотерапия.
2) Диагностика родительской тревожности – модификация методики «Диагностика профессиональной и родительской тревожности», которая была разработана Прихожан А.М.
Методика выявляет уровень напряженности в родительско-детских отношениях. Опросник включает 40 вопросов. Очень часто родители детей-инвалидов сталкиваются с «проблемой адаптации», они воспринимают болезнь ребенка как постоянный стрессогенный фактор.
3) Методика PARI, адаптированная в России Т.В. Нещерет «Измерение родительских установок и реакций».
Позволяет изучить отношение родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Данная методика затрагивает сферу взаимоотношений родителей и ребенка, отражает позицию родителей в межсупружеских отношениях.
Основными причинами неудавшихся и напряженных взаимоотношений являются: подавление воли ребенка, строгость и раздражительность родителей, чрезмерное вмешательство в мир ребенка, постоянные конфликты между родителями. Психологическая помощь направляется на разрешение семейного конфликта и улучшение отношений в семье. Методика может оказать помощь в подготовке и проведении психодиагностической беседы.
4) Тест «Подростки о родителях» - модификация опросника «Поведение родителей и отношение подростков к ним», созданный Шафером в 1965 году. Методика базируется на положении о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие - эмоциональное отвержение, психологический контроль - психологическая автономия, скрытый контроль - открытый контроль.
Помогает определить степень глубины семейного конфликта и его психологические особенности: носит ли конфликт тотальный характер или касается только отдельных сторон жизни членов семьи.
5) Экспресс-диагностика семейного состояния – разработана Р.В.Овчаровой.
Позволяет оценить наличие и уровень выраженности таких отклонений в эмоциональном состоянии при семейном взаимодействии, как чувство вины, тревоги и нервно-психического напряжения. А также оценить общую семейную тревожность и необходимость дополнительного анализа сферы родительско-детских отношений.
По итогам диагностики проводится психотерапия. Основной её целью является создание благоприятного психоэмоционального кли¬мата в семьях детей с проблемами в развитии, вооружение ро¬дителей знаниями по возрастной и специальной психологии. Здесь разрешаются следующие задачи: формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности; развитие умений самоанализа и преодоления психологичес-ких барьеров, мешающих полному самовыражению; формирование позитивных установок в сознании родителей; оптимизация родительско-детских отношений; гармонизация супружеских отношений; совершенствование коммуникативных форм поведения; формирование навыков адекватного общения с окружаю¬щим миром и многое другое.
Также важным направлением в работе с родителями является «школа семьи». Целью которой является осознание, принятие, адекватное отношение родителей к болезни ребёнка; информированность об особенностях и возможностях развития. Находясь в Центре реабилитации вместе с ребенком, родители не только принимают участие в реабилитационном процессе, но и интенсивно обучаются приемам реабилитации с целью их дальнейшего применения в домашних условиях.
Воспитание и развитие особого ребенка очень сложная задача для всей семьи. Оно требует от родителей больших физических и духовных сил, поэтому так важно взрослым сохранить физическое здоровье и душевное равновесие, оптимизм. От того, как дальше поведут себя родители, во многом будет зависеть судьба ребенка и самой семьи.
Создание и поддержание в семье здорового психологического климата служит гарантией гармоничного развития личности ребенка и его успешной социализации. Результат развития во многом зависит от отношения родителей к самому факту рождения особого ребенка, его принятия, выбора стиля и тактики воспитания, понимания особенностей заболевания, возможностей на всех этапах развития ребенка и сохранения уважительных отношений между членами семьи.
Зная особенности развития своего ребенка, его возможности и перспективы развития, можно организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку, развить необходимые в жизни волевые качества. Большое значение имеет правильный распорядок дня: строгое соблюдение режима питания и сна, чередование занятий с отдыхом и прогулками, умеренный просмотр телепередач. Немаловажную роль играет организация систематических, целенаправленных занятий по развитию речи, внимания, памяти, мышления, формирования навыков самообслуживания, двигательных навыков и умений. Наличие определенного порядка создает условия, при которых у ребенка нет оснований для капризов, для отказа подчиняться ряду установленных требований. Постепенно он упражняется в умении сдерживаться и регулировать свое поведение. Важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду и т.д.).
В семье ребенок усваивает навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому так важны в развитии - правильное, адекватное отношение семьи к болезни ребенка, к его проблемам и трудностям. Проживание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье создает в ней совершенно особую обстановку. Это зависит, прежде всего, от самих родителей, от их установок, формирующихся в отношениях к нему других детей. От отношения к ребенку близких к нему людей зависят, какие чувства будут у него формироваться (чувства любви или же регрессивные реакции с тяжелой нервозностью, способствующие неприязни и эмоциональным взрывам).
У большинства особых детей представления об окружающем мире ограниченны. Поэтому очень важно постепенно расширять кругозор ребенка, знакомить его с различными предметами и явлениями, приучать к новым явлениям осторожно, не перегружая обилием впечатлений. Прежде чем показать ребенку, например, каких-либо домашних животных, необходимо рассказать о них, показать их на картинках. При упорядоченной жизни в домашних условиях, у него расширяется кругозор, обогащается память, формируется наблюдательность и любознательность.
Сплоченность всех членов семьи, уважительное отношение друг к другу, наличие общих целей и единой системы ценностей, желание максимально проявить и реализовать собственные возможности, помочь в этом своим близким — все это позволяет спрогнозировать наиболее оптимальный и эффективный путь построения активной жизненной позиции и развития особого ребенка. Ведь именно в этом случае семья будет необходимой развивающей средой для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Павлова О.А.
психолог

 

 org gosuslugi   logo l5    imgsmail           mse

dsznKO

 

 

kemer

mfc    doverie