Фламинго - Видеть в каждом ребенке личность!
Главная

logo2

Решаем вместе
Есть вопрос?


Ресурс 3

 

Запись на курсы реабилитации 2024года проводится ежедневно.

с 08:30 до 17:30

обед с 13:00 до 14:00

по телефонам:

8 (3842) 31-94-08;

8-923-510-78-10;

8-904-990-96-00.

График заездов на 2024 год

Для иногородних работает

«Социальная гостиница». 

glavn

Отделение организации реабилитационной и методической работы

diag

Отделение медико-социальной реабилитации

  msr

Отделение психолого-педагогической помощи

  заставка ОППП

Отделение социально-трудовой реабилитации

str

Отделение дневного пребывания

titleODP

Отделение стационарного социального обслуживания

stac

Профессиональная стажировочная площадка Фонда

Логотип Фонда в джипег

Служба ранней помощи

 

sluhba raney pomohi

beregМы продолжаем цикл интервью с заведующими отделениями центра «Фламинго».
Сегодня беседуем со Светланой Павловной Бережной, заведующей отделением психолого-педагогической помощи.
Светлана Павловна – опытный руководитель, отделение она возглавляет уже 18 лет, обладательница Почетного знака «Фламинго» и Памятного знака «За трудолюбие и талант» от Администрации города Кемерово, победительница конкурса «Кемеровчанка года» в номинации «Преодоление», автор и редактор сборника «Теория и практика службы ранней помощи детям с ограниченными возможностями от 0 до 3 лет и их родителям», изданного в центре «Фламинго».
Светлана Павловна рассказала, в чем уникальность ее отделения и от чего зависит эффективность реабилитации особенных детей.
- Светлана Павловна, в прошлом, 2018 году, специалисты вашего отделения прошли обучение в лучших учебных заведениях России. Расскажите об этом подробнее: где были, чему научились, какие новые методики применяются в работе с воспитанниками центра «Фламинго»?
- Психолого-педагогическая помощь является составной частью комплексной реабилитации, которую проходит в Центре ребенок с ограниченными возможностями.
Работа психологов, педагогов и логопедов строится по принципу: диагностика, коррекционные занятия с детьми, консультации и обучение родителей.
Наряду с базовыми методами работы, такими как: песочная терапия, Монтессори-педагогика, игровая терапия, сказкотерапия и многие другие, мы применяем и современные инновационные методы: нейропсихология, АВА-терапия, сенсорная интеграция, эрготерапия.
ppp 3
Появление новых методов связано с изменением структуры детской инвалидности. Выдвижение на первый ряд психоневрологической патологии, в том числе аутизма, предопределило появление новых технологий в нашей работе.
Для понимания сути нарушений необходимы разнообразные знания, в том числе в области нейропсихологии. Нейропсихология – относительно молодое направление, развивающееся на стыке нейронауки, психологии и психофизиологии. Нейропсихология занимается исследованием связей между функционированием головного мозга и психическими процессами, поведением. Нейропсихология детского возраста - перспективное и востребованное направление, своевременно выявленное нарушение поможет провести грамотную коррекцию ребенка.
Для изучения данного метода психолог отделения психолого-педагогической помощи Наталья Александровна Гущина прошла обучение по программе повышения квалификации «Нейропсихология» в Новосибирском институте клинической психологии.
Для работы с детьми с аутизмом и нарушением поведения очень актуальны и эффективны методы и приемы, которые сравнительно недавно появились в практике педагогов и психологов нашей страны. Это АВА-терапия, сенсорная интеграция. Они способствуют повышению эффективности реабилитации и развитию детей с расстройствами аутистического спектра и нарушениями поведения, ДЦП, нарушениям мозгового кровообращения.
Наши специалисты прошли обучение новым приемам и методам работы с детьми. И они были введены в реабилитацию.
Курс по методам прикладного анализа поведения (ПАП), как одного из направлений АВА-терапии прошли психологи Наталья Щербинина, Ольга Павлова и Галина Канаева. Обучение проходило в Новосибирском центре «АВА-Мозаика». В рамках данного курса специалисты отделения изучили законы формирования поведения и основные методы, которые применяются в работе с ребенком с особенностями развития, а также такие темы, как организация работы с ребёнком, развитие речи, возможности работы с проблемным поведением и многое другое.
Социальный педагог Елена Александрова прошла дистанционное обучение в учебном центре «Логопед Мастер» по теме: «Обучение чтению детей с тяжелыми нарушениями речи, преодоление дизорфографии у школьников по методике Н.Зайцева». Кубики Зайцева мы приобрели в отделение психолого-педагогической помощи и занятия с детьми по этому направлению очень востребованы в центре «Фламинго».
- Давайте поговорим о 2019-м... Знаю, что он тоже станет очень насыщенным для ваших специалистов в плане обучения и повышения квалификации. Какие новые направления в психолого-педагогической реабилитации детей будете осваивать?
- В 2019 году мы продолжим осваивать методы работы с детьми с аутизмом, нарушениями поведения и коммуникации. Наш новый проект «Дорога знаний» позволит специалистам отделения психолого-педагогической помощи получить знания в области нейропсихологии, освоить метод сенсорной интеграции, изучить приемы запуска речи и развития коммуникации.
Курс «Нейропсихология и сенсорная интеграция в детском возрасте. Диагностика, коррекция, сопровождение» будет проходить на базе Центра Обучения «Оранжевое солнце» в городе Екатеринбурге. Вопросы программы будут изучаться в два приема (модуля). Учиться поедет психолог Галина Юрьевна Канаева.
Освоение данной программы позволит определять с помощью специальных методов диагностики сильные и слабые стороны высших психических функций, эффективные способы обработки информации, а также специфику нарушений при различных поражениях нервной системы у детей и выстраивать реабилитационные и коррекционные программы.
Разработана большая программа обучения для социальных педагогов. Дистанционную программу «Синдром раннего детского аутизма (РДА) и расстройства аутистического спектра: коррекция и пути психолого-педагогической помощи» освоит социальный педагог Наталья Кротер.
ppp 1 2
Курс «Запуск речи у неговорящих детей: как научить ребенка общаться» научит вызывать речь у детей с моторной и сенсорной алалией, аутизмом, задержками речевого развития разной этиологии. Семинар проводится специалистами научной, практически ориентированной междисциплинарной образовательной платформы «Школа игровой логопедии» в городе Санкт-Петербурге. Семинар является практикумом и снабжает специалиста практическими навыками для работы с неговорящими детьми. Учиться будет социальный педагог центра «Фламинго» Яна Евгеньевна Степарюк.
Метод эрготерапии введен в работу отделения психолого-педагогической помощи с целью социальной адаптации детей-инвалидов. Эрготерапия тренирует мелкую моторику и систему координации. Методы эрготерапии доказали свою эффективность в реабилитации детей с ДЦП, с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата.
ppp 1
Этот метод способствует улучшению не только двигательных, но и познавательных, эмоциональных возможностей. В кабинете эрготерапии центра «Фламинго» для детей-инвалидов и их семей проводятся коррекционно-развивающие занятия. Это целый комплекс мероприятий по возможному восстановлению функции верхних конечностей: плеча, предплечья и особенно кисти, необходимой для осуществления повседневной деятельности, включающей элементарные повседневные действия – умывание, одевание, прием пищи и т.д. Конечная цель эрготерапии - не только максимально восстановить двигательные функции, но и адаптировать ребенка к привычной здоровому человеку жизни, помочь стать самостоятельным, социально приспособленным и независимым в быту. Специалисту, работающему в кабинете, социальному педагогу Марии Астаховой, необходимо систематизировать знания в области эрготерапии, поэтому мы планируем направить ее осваивать курс: «Эрготерапия в абилитации и реабилитации детей и подростков» в Медико-социальном институте города Санкт-Петербурга.
- Светлана Павловна, важнейшее условие успешной социализации ребенка-инвалида – это сознательное участие семьи в процессе его реабилитации. Как работаете в этом направлении: индивидуальные беседы с родителями, групповые психотренинги?
- Действительно, эффективная реабилитация больного ребенка невозможна без активного участия его семьи. Работа с родителями является одним из ведущих направлений деятельности специалистов психолого-педагогического отделения.
В реализации этого направления используются несколько режимов взаимодействия с родителями: обучение родителей методам реабилитации на занятиях и консультирование по вопросам развития, воспитания и обучения ребенка, Родительский клуб, Семейное консультирование, релаксация и аутотренинг для родителей. Формы работы индивидуальная и групповая (малыми группами от 2 до 5 человек).
ppp 4
Родители детей-инвалидов раннего возраста, находясь в трудной жизненной ситуации, помимо повышения педагогической компетенции нуждаются также в коррекции эмоциональной сферы. Особенно мамы. Поэтому у нас появился кабинет психологической разгрузки - отдельная площадка, где мамы могут находиться без детей. Здесь созданы условия для релаксации и аутогенной саморегуляции с помощью аудио-визуального комплекса «Диснет», воздушно-пузырьковой панели и мягкой музыки. При необходимости здесь можно проводить психотерапию.
psih 2
Развитие ребенка-инвалида в большой степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности выбора воспитательных воздействий, ни в коей мере нельзя исключать решающего влияния семьи в формировании личности ребенка-инвалида, в чем особая роль принадлежит матери.
Специалисты психолого-педагогического отделения центра «Фламинго» стараются повысить самооценку матерей с пассивной личностной позицией, выслушивают и поддерживают мам с повышенной тревожностью. Родители должны знать особенности их ребенка, иметь представление об этапах развития и методах воспитания. В ходе работы с семьей ребенка-инвалида необходимо научить родителей и других родственников принимать ребенка таким, какой он есть, сочувствовать ему, создавать условия, стимулирующие его умственное, физическое и эмоциональное развитие, так как именно в семье ребенок-инвалид в состоянии включиться в жизнь – в мир ее звуков, ощущений, образов, предметов.
Мы осознаем всю важность работы с детьми-инвалидами и их семьями, уделяем ей много внимания и стараемся идти в этом вопросе в ногу со временем, осваивая новые формы и методы.
- Поговорим о службе ранней помощи, которая в последние годы очень активно развивается в центре «Фламинго». Каких успехов удалось достичь в этом направлении? Знаю, что с начала 2019 года в учреждении запустили программу ранней адаптации как одно из направлений службы ранней помощи и в дополнение к ней. В чем ее суть и как она работает?
- Программы раннего вмешательства сейчас очень популярны и востребованы. Ранняя диагностика нарушений у детей и проведение им своевременных коррекционных мероприятий способствуют улучшению состояния и качества их жизни.
Отделение психолого-педагогической помощи уже несколько лет проводит консультативно-диагностические приемы семей, воспитывающих детей раннего возраста. Это кратковременная помощь, в ходе которой психолог проводит краткую беседу с родителями, выслушивая и фиксируя первые жалобы. Проводится обследование ребенка. Уточняются условия воспитания, микроклимат в семье, понимание родителями проблем развития ребенка.
Опираясь на педагогические возможности самих родителей, даются рекомендации, как следует ухаживать за таким ребенком, приемы и упражнения по его развитию дома, как изменить условия жизни семьи.
Для проведения консультативно-диагностических приемов используются два специальных кабинета в нашем центре Лекотека и Социальная гостиная. В них проводятся консультативно-диагностические приемы, игровые сеансы, коррекционные занятия. Работают психологи и социальные педагоги
Лекотека центра «Фламинго» - это коррекционное предметно-развивающее пространство для оказания системной помощи семьям с детьми-инвалидами. В лекотеке создана специальная зона для детей раннего возраста. Здесь сосредоточены игрушки для адаптации и расположения ребенка, манипуляции, рассматривания, игрушки для развития сенсомоторики и двигательных навыков.
Социальная гостиная - это условное название для помещения, оснащенного современным оборудованием и игрушками, ориентированными на детей раннего возраста. Социальная гостиная активно используется в работе с семьями и детьми-инвалидами.
ppp 2
Проект «Семейный круг» позволил нам говорить о программе Служба ранней помощи, особенность которой - междисциплинарная служба. Теперь ребенок с мамой посещает не только психолога. В программу Службы входят осмотры врачей педиатра и невролога, игровые сеансы, занятия с инструктором ЛФК, релаксация для мамы, процедуры Боббат-терапии при необходимости.
Желая дать семье больше информации о нашем центре, мы изменили формат пребывания ребенка и родителей во время приема службы ранней помощи. Для этого в центре «Фламинго» разработана система ранней адаптации. Она направлена на расширение рамок консультативно-диагностического приема и включает в себя знакомство с центром реабилитации «Фламинго», экскурсию по нашим замечательным кабинетам, кратковременное пребывание в отделениях дневного пребывания и стационара. Во время нахождения в группах, общаясь с детьми и родителями, находящимися на курсе, а также воспитателями родители-новички могут познакомиться с условиями пребывания, получить консультации специалистов по вопросам ранней коррекции и помощи в адаптации ребенка. Эти меры помогут быстрее адаптироваться к условиям Центра, предотвратить или минимизировать отставание ребенка с ОВЗ в коммуникативном, двигательном и социально-эмоциональном развитии.
- Светлана Павловна, какими принципами вы руководствуетесь при работе?
- Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности. Она способствует социальной дезадаптации, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.
Система психологического сопровождения в центре «Фламинго» - это прежде всего помощь детям с ограниченными возможностями и их родителям.
Поэтому главный и единственный принцип, которым я всю жизнь руководствуюсь - это желание принести пользу, уважение и сочувствие людям в трудной жизненной ситуации.
- Светлана Павловна, большое спасибо вам за ответы! Успехов и процветания отделению психолого-педагогической помощи!
ppp 1 1
Важнейшее условие успешной социализации ребенка-инвалида – это сознательное участие его семьи в процессе реабилитации. Поэтому приоритетной формой работы с такой семьей в настоящее время является деятельность в условиях реабилитационных центров, преимущество которой состоит в том, что дети «не отрываются» от привычных родственных связей, а родители принимают непосредственное участие в реабилитационном процессе, также получая необходимую психологическую помощь.
 
Подготовила Ксения КРЫЛЫШКИНА.
Фото автора и Галины КАНАЕВОЙ, психолога отделения психолого-педагогической помощи МБУ РЦ «Фламинго».
 
 

Родителям

roditelyam

Пункт проката

photo 2023 11 10 09 16 18

СЛУЖБА ДОМАШНЕЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

raduga

Полисенсорный подход в реабилитации

Заставка

Статистика посещений

 
 

 

logo    org gosuslugi   WhatsApp Image 2022 08 22 at 14.15.04      Нац проекты

1

 

 

842f38c9 b469 4dea 886b 3026fadfb449

 mfc        FIN       doverie