Фламинго - Центр «Фламинго»: реальность и перспективы
Новости
Open Panel
flam                 s6 logo
фото 1Было бы замечательно, если бы все дети на земле были всегда здоровыми. Но, к сожалению, это не так. И для многих детей с тяжелыми врожденными или приобретенными заболеваниями, путь к здоровью становится очень длительным и сложным этапом. Специалисты реабилитационного центра «Фламинго» делают все возможное, чтобы процесс восстановления проходил максимально эффективно и комфортно как для самого ребенка, так и для его родителей.
 
В Кемерово живет 2116 детей-инвалидов. Они проходят реабилитацию в центре для детей и подростков с ограниченными возможностями. Здесь ребята получают профессиональную помощь в развитии и укреплении здоровья абсолютно бесплатно.
Наша жизнь не стоит на месте! Меняется многое: демографическая ситуация, экономика, общество в целом. Центр «Фламинго» - это современное динамически развивающееся учреждение. В следующем году нашему Центру исполнится 25 лет, четверть века, и мы продолжаем совершенствоваться, из года в год приобретая новые навыки и умения, расширяя технологическую базу.
В последние годы меняется структура детской инвалидности, с преобладанием заболеваний психогенного характера, болезней нервной системы, врожденных аномалий развития. Инвалидность человека определяется наличием стойких нарушений систем организма, так вот среди детей-инвалидов больше 40 процентов имеют психические нарушения, почти у 25% детей нарушены статодинамические функции и около восьми процентов имеют нарушения сенсорных функций организма. Удельный вес первичной детской инвалидности наиболее высок в группе от 0 до 3 лет, появилось много детей с ранним детским аутизмом.
В результате таких изменений перед специализированными учреждениями встают профессиональные и технологические задачи развития, соответствующие современной реальности.
Очевидно, что добиться решения поставленных задач без использования высоких технологий нельзя. Значит нужно обеспечить достаточный арсенал методик в одном месте, значит нужно вкладываться в обучение специалистов. Такую стратегию избрал для себя наш Центр. 
В центре «Фламинго» большой спектр услуг, направленных на оказание помощи детям с различными патологиями. Применение этих технологий в реабилитационном процессе может быть весьма многогранным и обширным.
Мы оказываем комплексную реабилитацию детям с разными заболеваниями и должны помочь ребенку с любым диагнозом. У нас на учете стоят дети с ДЦП, патологией нервной системы, пороками сердца, инвалиды по зрению, слуху, онкологические больные. Обслуживаем не только жителей Кемерово, но и иногородних детей. Оказываем услуги от 0 до 18 лет.
Исходя из современных реалий, мы ставим перед собой конкретные задачи реабилитации: акцентирование внимания на детей раннего возраста и помощь их семьям, расширение рамок оказания психолого-педагогической помощи и внедрение новых методов реабилитации, основанных на передовых технологиях. Проводим реабилитацию таким образом, чтобы у наших подопечных был стимул стремиться к хорошему результату, чтобы улучшить качество жизни и интегрировать как можно больше детей в общество здоровых людей.
Цель комплексной реабилитации в центре «Фламинго»: восстановить утраченные или привить отсутствующие функции организма ребенка для облегчения его взаимоотношений с окружающим миром, как можно быстрее вернуть ребенка к активной повседневной жизни, обеспечить его максимальную самостоятельность в будущем.
Чуткость, внимание и индивидуальный подход к каждому воспитаннику - основополагающие принципы нашей работы!
В 2018 году работа по социальной адаптации детей-инвалидов была структурирована и трансформирована в программную форму. Проект получил название «Я сам». Его целью стало проведение социально-бытовой реабилитации для детей-инвалидов и их семей, для формирования необходимых навыков для успешной адаптации в социуме путем использования ресурсов центра «Фламинго».
В программе участвуют все отделения Центра, каждое из которых имеет свои ясные и четкие задачи в этой многогранной работе. Приоритетными направлениями в реабилитации стали: формирование и закрепление навыков самообслуживания; расширение функциональных возможностей  детей; повышение мотивации семьи к достижению самостоятельности ребенка; обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии;  расширение функциональных возможностей  детей; социальная поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Отмечу, что главный принцип реализации проекта «Я сам» - это реабилитация детей в системе медицинских, педагогических, психологических и социальных мероприятий, которые направлены на ликвидацию или коррекцию патологических изменений, нарушающих нормальный ход развития организма ребенка. И в центре «Фламинго» мы именно так и работаем: специалисты различных отделений находятся в тесном взаимодействии между собой, потому что только так можно построить грамотный план индивидуальной реабилитации для каждого нашего воспитанника. И только такой комплексный и системный подход дает действительно выраженные результаты.
Овладение новыми технологиями, знаниями и внедрением всего современного в реабилитацию детей – это стратегия работы центра «Фламинго», которая строится только на передовых доказательных методах!
Много лет подряд мы выигрываем гранты Департамента социальной защиты населения Кузбасса, которые идут на улучшение качества жизни детей-инвалидов и приобретение необходимого оборудования! В 2017 и 2018 годах грантовые средства были направлены на учебу. Специалисты Центра повысили свою квалификацию в ведущих учебных заведениях России и освоили современные передовые методы реабилитации, которые уже внедрены в работу и успешно применяются.
Свободное от назначенных процедур время дети, находящиеся на курсе реабилитации, проводят в отделениях дневного пребывания и стационарного социального обслуживания.
Отделение стационара предназначено для круглосуточного пребывания детей с понедельника по пятницу. Отделение дневного пребывания предполагает пребывание в течение дня в первую смену, вторую или на целый день.  В отделениях созданы условия, приближенные к домашним, способствующие социальной реабилитации и адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями. Есть помещения для сна, питания, трудовой и игровой деятельности. Предусмотрено реабилитационное вспомогательное оборудование: коляски, ходунки, приспособления для ванны и туалета. Для детей в отделении  оформлены уголки социально-бытовой и социально-средовой ориентации, а также имеются методические пособия, которые помогают детям приобрести навыки поведения в быту и общественных местах.
Воспитатели отделений  развивают и закрепляют у детей навыки проведения санитарно-гигиенических процедур -  соблюдать режим дня, умываться, чистить зубы, пользоваться туалетной комнатой и др., а также навыки приема пищи либо самостоятельно, либо при помощи взрослого.   Полученные навыки самообслуживания закрепляют в свободное время в игровой форме с использованием  сюжетно-ролевых игр -  одеваться, убирать игрушки, застилать постель, ходить в магазин, парикмахерскую, к врачу и т.д., а также с помощью  дидактических пособий. Воспитатели вместе с детьми ухаживают за комнатными растениями, весной выращивают овощные и цветочные культуры на подоконнике, высаживают цветы в клумбы на территории центра «Фламинго». Это способствует повышению активности детей в их повседневной жизни. Наблюдая за ребенком, педагоги отслеживают процесс формирования социально-бытовых навыков, проводят беседы и консультации для родителей о необходимости закрепления полученных навыков в домашних условиях.
В отделениях дневного пребывания и стационара реализуются принципы ранней социализации. Для этого в центре «Фламинго» разработана система ранней адаптации. Она направлена на расширение рамок консультативно-диагностического приема и включает в себя кратковременное пребывание в отделениях.  Во время нахождения в группах, общаясь с детьми и родителями, находящимися на курсе, а также воспитателями родители-новички могут познакомиться с условиями пребывания, воспитателями, получить консультации специалистов по вопросам ранней коррекции и помощи в адаптации ребенка. Эти меры помогут быстрее адаптироваться к условиям Центра, предотвратить или минимизировать отставание ребенка с ОВЗ в коммуникативном, двигательном и социально-эмоциональном развитии.
Любое взаимодействие педагога с ребенком происходит посредством активного диалога. Однако вербальный контакт с ребенком с ОВЗ бывает затруднен в силу особенностей ребенка. Часто эти дети не говорят, или их речевая функция недостаточно развита. В таких случаях актуален вопрос подбора адекватного способа общения с ребенком. Эффективными средствами взаимодействия с такими детьми являются методы альтернативной дополнительной коммуникации. Система визуальной поддержки помогает создать понятную для ребенка среду для развития и общения.
фото 2
В центре «Фламинго» оборудована комната для занятий с использованием системы альтернативной коммуникации, оснащенная необходимым коррекционно-развивающим материалом и пособиями.  В отделениях имеется маркировка помещений с помощью картинок-подсказок. Режимные процедуры сопровождаются графическими алгоритмами, занятия проводятся с использованием карточек PECS.  Простые и понятные картинки на карточках помогают ребенку с нарушениями речевого общения быстрее ориентироваться в незнакомом пространстве, а также компенсируют нехватку словарного запаса в процессе общения. С другой стороны педагог может использовать картинки для облегчения понимания потребностей ребенка, а также опираться на них при проведении познавательной и игровой деятельности с детьми.
Процесс налаживания взаимодействия с ребенком должен включать и активное участие родителей. При использовании в работе с ребенком метода альтернативной коммуникации необходимо заручиться согласием родителей. Целесообразно вовлекать родителей в процесс общения с ребенком посредством карточек PECS: знакомить их с методом, учить использованию карточек в домашних условиях. Их задача -  организовать  домашнюю среду таким образом, чтобы окружающее ребенка пространство способствовало быстрому усвоению данного способа общения. Использование системы PECS повышает коммуникативные возможности ребенка, приводит к тому, что ребенок начинает лучше понимать людей, а окружающие – лучше понимать «особого» ребенка. Многие дети способны со временем освоить речь. А это создает  предпосылки для успешной социализации.
Психолого-педагогическая помощь в реабилитационном центре «Фламинго»
Психолого-педагогическая помощь является составной частью комплексной реабилитации, которую проходит в Центре ребенок с ограниченными возможностями.
Работа психологов, педагогов и логопедов строится по принципу: диагностика, коррекционные занятия с детьми, консультации и обучение родителей.
Наряду с базовыми методами работы, такими как: песочная терапия, Монтессори-педагогика, игровая терапия, сказкотерапия и многие другие, мы применяем и современные инновационные методы: нейропсихология, АВА-терапия, сенсорная интеграция, эрготерапия.
Появление новых методов связано с изменением структуры детской инвалидности. Выдвижение на первый ряд психоневрологической патологии, в том числе аутизма, предопределило появление новых технологий в нашей работе.
Для понимания сути нарушений необходимы разнообразные знания, в том числе в области нейропсихологии. Нейропсихология – относительно молодое направление, развивающееся на стыке нейронауки, психологии и психофизиологии. Нейропсихология занимается исследованием связей между функционированием головного мозга и психическими процессами, поведением. Нейропсихология детского возраста - перспективное и востребованное направление, своевременно выявленное нарушение поможет провести грамотную коррекцию ребенка.
Для работы с детьми с аутизмом и нарушением поведения очень актуальны и эффективны методы и приемы, которые сравнительно недавно появились в практике педагогов и психологов нашей страны. Это АВА-терапия, сенсорная интеграция. Они способствуют повышению эффективности реабилитации и развитию детей с расстройствами аутистического спектра и нарушениями поведения, ДЦП, нарушениям мозгового кровообращения.
Наши специалисты прошли обучение  новым приемам и методам работы с детьми. И они были введены в реабилитацию.
 АВА-терапия - прикладной Анализ Поведения.  ABA основывается на науке обучения и поведения. Цели АВА – терапии:
- формирование жизненно важных, практических умений и навыков;
- снижение  негативных форм поведения и обучение навыкам  функционального поведения.
Для проведения занятий по АВА-терапии организован кабинет со специально разработанной окружающей средой, снижающей или исключающей отвлекаемость ребенка и ориентированной на потребности и интерес детей с аутизмом.
Многие проблемы обучения и поведения детей являются результатом искажения процесса восприятия сенсорной информации и ее обработки. Поэтому метод сенсорной интеграции предлагает детям испытать различные сенсорные ощущения в игровой, доступной и безопасной форме. И затем специалист помогает правильно интегрировать эти ощущения в новые возможности ребенка.
Занятия сенсорной интеграцией проходят в двух залах: сенсорной комнате и сенсорно-двигательном зале. В сенсорной комнате все журчит, звучит, переливается, манит, ненавязчиво заставляет забыть страхи, успокаивает. Специальное оборудование воздействует на все органы чувств человека. Лежа в «сухом бассейне» или на мягких пуфах, в атмосфере медленно плывущего света, под успокаивающую музыку, вдыхая ароматы лечебных трав, ребенок словно попадает в сказку. В такой комнате создается ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности, что наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ребенком и специалистом. Сенсорная комната позволяет снять эмоциональное и мышечное напряжение, стимулирует двигательную активность, развивает координацию. Кроме того, занятия в комнате, поднимают детям настроение, развивают их воображение и творческие способности, а также корректируют психоэмоциональное состояние.
фото 4
Метод эрготерапии введен в работу отделения психолого-педагогической помощи с целью социальной адаптации детей-инвалидов. Эрготерапия тренирует мелкую моторику и систему координации. Методы эрготерапии доказали свою эффективность в реабилитации детей с ДЦП, с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата. Этот метод способствует улучшению не только двигательных, но и познавательных, эмоциональных возможностей. В кабинете эрготерапии центра «Фламинго» для детей-инвалидов и их семей проводятся коррекционно-развивающие занятия. Это целый комплекс мероприятий по возможному восстановлению функции верхних конечностей: плеча, предплечья и особенно кисти, необходимой для осуществления повседневной деятельности, включающей элементарные повседневные действия – умывание, одевание, прием пищи и т.д. Конечная цель эрготерапии - не только максимально восстановить двигательные функции, но и адаптировать ребенка к привычной здоровому человеку жизни, помочь стать самостоятельным, социально приспособленным и независимым в быту.
фото 6
Доказано, что лучшим и наиболее экономически эффективным вложением в развитие человеческого капитала являются программы раннего вмешательства и раннего детского развития. Ранняя диагностика нарушений у детей и проведение им своевременных коррекционных мероприятий способствуют улучшению состояния и качества их жизни. Наличие системы ранней помощи семье с проблемным ребенком позволяет более эффективно предупреждать и компенсировать отклонения в психическом развитии ребенка, предоставляет возможность «сгладить» недостатки и проблемы в развитии.
Основные формы работы службы: ранняя диагностика, консультативно-диагностические приемы и оказание междисциплинарной  медико-психолого-педагогической и социальной помощи семьям с детьми-инвалидами от 0-3 лет для обеспечения оптимальных условий в развитии, социализации и интеграции в обществе.
Программа Служба ранней помощи реализуется на двух площадках Центра – Лекотека и Социальная гостиная.
фото 3
Лекотека центра «Фламинго» - это коррекционное предметно-развивающее пространство для оказания системной помощи семьям с детьми-инвалидами. Основная цель Лекотеки: создание благоприятных условий для развития личности ребёнка и психологической поддержки его семьи. Форма работы в лекотеке – это игровые сеансы, индивидуальные или групповые, диагностические и коррекционно-развивающие, а также консультации для родителей,  просмотр развивающих программ и видео. В лекотеке создана специальная зона для  детей раннего возраста. Здесь сосредоточены игрушки для адаптации и расположения ребенка, манипуляции, рассматривания, игрушки для развития сенсомоторики и двигательных навыков.
Социальная гостиная - это условное название для помещения, оснащенного современным оборудованием и игрушками, ориентированными на детей раннего возраста. Социальная гостиная активно используется в работе с семьями и детьми-инвалидами. Проводятся консультативно-диагностические приемы, игровые сеансы, коррекционные занятия. В социальной гостиной работают психологи и социальные педагоги.
фото 5
Родители детей-инвалидов раннего возраста, находясь в трудной жизненной ситуации,  помимо повышения педагогической компетенции нуждаются также в коррекции эмоциональной сферы. Мамы нуждаются в особенной помощи, личной. Поэтому у нас работает кабинет психологической разгрузки. Здесь созданы условия для релаксации и аутогенной саморегуляции с помощью аудио-визуального комплекса «Диснет», воздушно-пузырьковой панели, мягкой музыки.
Мы осознаем всю важность работы с детьми-инвалидами и их семьями, уделяем ей много внимания и стараемся идти в этом вопросе в ногу со временем, осваивая новые формы и методы.
 
Отделение медико-социальной реабилитации центра «Фламинго»
Значимую  часть пациентов отделения составляют дети с патологией центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Это наиболее сложная категория детей, которая нуждается в комплексной и квалифицированной реабилитации. Деятельность медицинского отделения основывается на доказательных методах реабилитации. Противопоказаний для движения нет. Двигаться можно и нужно любому ребенку. Наиболее результативна индивидуальная работа с ребенком на основе проблемно-ориентированного подхода. Задача специалиста подобрать нагрузку и упражнения в зависимости от возраста и возможностей ребенка-инвалида. Если ребенок занимается с удовольствием, то и результат обязательно будет. 
Знание современных методов и  подходов в реабилитации  детей-инвалидов дает  возможность комплексного  способа  диагностики и лечения,  позволяет оценить клиническое состояние,  а также подобрать  необходимую  технику вмешательства.
фото 11
В медицинской реабилитации наряду с классическими методами (ЛФК, физиолечение) используются высокоспециализированные техники физической терапии - это постизометрическая  релаксация, точечная работа  с позиционным расслаблением и ишемической компрессией,  работа  с миофасциальными лентами. Успешно применяются методы гравитационной терапии с использованием подвесных  систем и эластичного сопротивления в установке «Экзарта», тренажер Гросса, подвесной гамак. Хороший эффект  в реабилитации дает использование  нестабильных платформ и поверхностей (батут, балансировочные тренажеры).
фото 8
Двигательную активность можно рассматривать как приобретаемый в результате обучения индивидуальный навык. Понимание процесса нормального движения является основой для Бобат-концепции. Целью является формирование правильной схемы движения и применение полученных навыков в повседневной жизни. Основа метода заключается в том, что специалист стимулирует определенные движения разными упражнениями. Бобат-терапия – это индивидуальный подбор позиций, которые помогают постепенно заменить патологические рефлексы и движения на физиологичные.  В дальнейшем ребенок может применить эти позиции и, следовательно, их закрепить. Хороший результат, раннее начало занятий, отсутствие побочных эффектов, возможность сочетать занятия с играми и выполнять упражнения дома – это малая часть  преимуществ Бобат-терапии. Для проведения занятий по этой методике оборудован специальный кабинет.
В арсенале реабилитологов Центра имеется большой спектр разнообразных методов, в том числе инновационных: это метод сухой  иммерсии, «КОРВИТ» – имитатор опорной подошвенной нагрузки, многоканальный программируемый электростимулятор мышц «Акорд».
Отдельным важным направлением в работе стала физическая реабилитация детей с  ментальной патологией, в том числе аутизмом. Эта группа  детей требует особого подхода в  постановке реабилитационного процесса. Необходимо расширение  мотивационной сферы для физической реабилитации ребенка. Для этого требуется система визуальной поддержки и стимуляции, создание понятной и привлекательной  игровой реабилитационной среды. Вся работа нацелена на развитие базовых физических качеств, их взаимосвязь с бытовыми и социальными навыками.  В Центре организован сенсорно-двигательный зал, в котором установлен опорный модуль с подвесными разноплановыми элементами (бревно, лестница, гамак, платформа и др.).
фото 7
Такие необычные «тренажеры» привлекают интерес ребенка и стимулируют двигательную активность. Зал также используется для совместных занятий по сенсорной интеграции инструкторами и  психологами Центра. Здесь развиваются вестибулярная устойчивость, тактильные чувства, координация движений, чувство ощущения своего тела в пространстве.
фото 10
Соблюдение основных принципов реабилитации: своевременное ранее начало, комплексность, индивидуальный подход и применение новых и современных методик, улучшает прогноз нейроразвития и социальной адаптации ребенка.
Заканчивая, хочу сказать, что мы с оптимизмом шагаем в будущее! Уверен, 2019 год в центре «Фламинго» вновь будет ознаменован внедрением новых методик и технологий. Мы намерены и в дальнейшем создавать условия для того, чтобы семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, не остались одиноки со своими проблемами, оказывать им поддержку в сложившейся ситуации, содействовать адаптации и развитию творческих способностей детей, помочь им стать успешными и полезными обществу.
Игорь Александрович ПОЛКОВНИКОВ, директор МБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Фламинго».
Фото Ксении КРЫЛЫШКИНОЙ, Светланы БЕРЕЖНОЙ и Ирины КОРНЕЕВОЙ.

 

 org gosuslugi   logo l5      mse

dsznKO

 

 

kemer

 mfc                doverie