Фламинго - Студия "Город мастеров"
Отделение социально-трудовой реабилитации
Open Panel
flam                 s6 logo
mvrbd9pujg0
Руководитель студии:
Митрофанова Арина Игоревна
С января 2014 г. студия

"Город мастеров"
изменила направление работы

Что могут дать занятия мультипликацией детям с ограниченными возможностями.

Мультипликация (Анимация) – это творческий жанр кинематографа, позволяющий оживлять рисунки и предметы. Можно совершить любые путешествия, всевозможные превра¬щения, можно стать каким захочешь большим, сильным, богатым, красивым, моряком или летчиком, звездой или собакой. И эта игра помогает ребенку быть в гармонии со своим внутренним миром. Это возможность для ребенка высказаться и быть услышанным. Детское творчество достойно уважения. Если так огромны открытия детской души в рисунке, то какой мир может открыться в самостоятельных детских фильмах. Мультипликация очень близка миру детства, потому что в ней всегда есть игра, полет фантазии и нет ничего невозможного. Мультипликация – универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуально насыщенном мире. Выразительные средства мультипликации наиболее естественные для детского возраста стимуляторы творческой активности и раскре¬пощения мышления.  Мультипликация удовлетворяет потребности ребенка все делать своими руками - это развитие не только образного мышления, но и развитие мелкой моторики; а также дает возможность самостоятельно создавать произведения искусства с помощью знакомого всем инструмента – компьютера. За время создания фильма ребенок может побывать в роли сочини¬теля, сценариста, актера, художника, аниматора и даже монтажера. То есть он знакомится с разными видами творческой деятельности, получает много новой необыкновенно интересной информации. Это прекрасный механизм для развития творческих способностей ребенка с ограниченными возможностями. Программа занятий в студии детской мультипликации может быть составлена для разных возрастных групп (например, 3-5, 5-7, 7-17). Занятия рекомендуется проводить 2 раза в неделю. Количество детей в группе должно быть не более 3-5 человек, в силу специфики занятий (нозология, работа с техникой – камера, диктофоны, микрофоны, компьютеры). Для занятий нужна мастер¬ская (для занятий литературным творчеством, изобразительной деятельностью, актерскими этюдами, просмотров видеомате¬риалов), а также съемочная с компьютером и камерой, звукоцех (звукоизолированное помещение) для записи фонограмм. Но для детей с ограниченными возможностями нужно делать исключение, проводить, если это нужно индивидуальные занятия. По возможности, что бы все дети  реабилитационного центра участвовали в творческом процессе. Занятия в студии – процесс «бесконечный», он длится до тех пор, пока у автора есть желание снимать своё кино. Для 3 – 4-хлетних детей процесс невозможно прогнозировать. Никто не может сказать, каким получится фильм, который сейчас снима¬ется. В работе над фильмом, как правило, участвуют мамы, бабушки, няни и другие члены семьи. Последнее слово в принятии решения по фильму принадлежит автору, какой бы маленький он ни был.
Мультипликационное кино как будто бы специально предназначено для детей. Дети любят смотреть мультики. И сами способны их снимать. Причём, для этого им необходимо столько узнать, научиться, освоить, процесс произ¬водства мультфильма их настолько обогащает и развивает. Но до того как ребёнок начнёт снимать кино, его необходимо к этому готовить. Он должен сначала научиться воспринимать мир во всём его многообразии. Дополнительно работают студии: музыкальная «До-ми-соль-ка», тестопластика «Пирамидки», бумагопластика «Фантазеры», бисероплетение «Искусница», рисование «Веселая палитра». Ребёнок, как правило, занимается одновременно и там, и там. К трём годам маленький человек уже сфор¬мировался. У него собственный характер. Он является носителем языка. Поэтому с трёх лет он способен начинать воспроизводить собственный внутренний мир. В том числе и на экране. И мы целенаправленно готовим будущего юного автора. И если мы не рисуем или не слушаем музыку - это для нас катастрофа. Ведь без этих искусств кино просто невозможно. И чем с большим количеством видов искусств ребёнок будет знакомиться, тем лучше. И чем больше он получил, узнал, освоил - тем богаче будет его фильм. В мультипликационном кино на первый план выходят техники исполнения: рисованная, кукольная (объёмная) мульти¬пликация, перекладка. И технологическая сложность производства мультфильма зависит, в первую очередь, от той техники, в которой снимается данный фильм.
Рисованная мультипликация требует от автора владения техникой рисунка. Объёмная – сложный технологический процесс создания персонажей и работы с ними при съёмках. Перекладка же проста и доступна даже маленьким детям.  Здесь каждый персонаж рисуется отдельно, по деталям, вырезается и соединяется на проволочках-шарнирах. Фон тоже может состоять из нескольких частей. Из всего этого, персонажей и фонов, состав¬ляется своеобразный коллаж, для удобства работы разделённый горизонтальными стёклами на несколько ярусов. Всё это находится в поле кадра. И под камерой начинается игра, похожая на театр марионеток: подвинули персонаж, убрали руки – сняли кадр. Легко передвигаются плоские персонажи-марионетки, добавляются, если нужно, всякие сыпучие материалы или иные предметы, во время озвучивания придумываются и воплощаются перед микрофоном всевозможные шумы и реплики, подбирается или сочиняется музыка, во время монтажа всё это собирается вместе – и фильм готов! Всё это может происходить в одном помещении, с помощью доступного оборудования. Работа длится столько, сколько нужно. Можно прерваться, а через какое-то время продолжить. Именно перекладка легче всего осваивается детьми инвалидами. В съемках могут участвовать малыши с трёхлетнего возраста. Но простота перекладки вовсе не означает, что фильмы, созданные на её основе, примитивны и неинтересны. Можно напомнить хотя бы, что Ю. Б. Норштейн, чьи фильмы «Ежик в тумане» и «Сказка сказок» многими российскими и зару¬бежными кинокритиками названы лучшими в мире, работает в технике перекладки. Что касается детей, то их мультики-пере¬кладки настолько интересны и самобытны, что воспринимаются как полноценные произведения искусства. Поэтому необходимо в самом раннем возрасте погрузить ребенка в мир красок, звуков, движений. При этом очень важно, чтобы он находился в доброжелательном обществе себе подобных детей. Здесь ребенок и погружается в мир звуков, изображений, движений. И этот метод погружения - наиболее эффективный и доступный. Ребенок с ограниченными возможностями может участвовать в создание мультипликации в силу своих возможностей. Не рисуя материал для сцен, героев и фон. Передвигая героев и делая кадры у ребенка инвалида в форме игры развивается логическое мышление, фантазия, цветовое, пространственное мышление, сенсорные навыки. Конечно, при работе с детьми такого возраста необходимо учитывать их возрастные особенности, рассеянное внимание - значит, во время занятия виды деятельности должны меняться каждые 3-4 минуты. Понятно, что в этих студиях ребёнок занимается иногда вместе с мамой. И педагог дополнительного образования на занятиях работает и с ребёнком, и с мамой. Конечно, дети этого возраста еще не могут осуществлять свои замыслы без помощи педагога, но помощь эта должна сводиться главным образом к технологической, а не к творческой стороне дела/

Студия детской мультипликации основана на базе различных творческих студий отделения социально-трудовой реабилитации: рисование, музыка, театральная деятельность, бисероплетение, тестопластика, бумагопластика.

Занятия детей с древесиной помогают развивать способности конструктивной деятельности. Этот вид творчества для детей-инвалидов весьма специфичен, требует предварительного изучения свойств древесины (ломается, гнется, режется, раскалывается вдоль волокон), а также способов соединения деталей.

image022Дети знакомятся с назначением, применением и свойствами древесины, выполняют отдельные упражнения:

  1. Отпиливают по разметке;
  2. Вбивают гвозди в древесину мягкой породы;
  3. Извлекают и распрямляют гвоздь.

Особое удовольствие дети получают от выжигания рисунков по дереву.

Сначала ребята узнают устройство прибора для выжигания. Правила техники безопасности при пользовании прибором.

Затем изучают основные приемы выжигания и отрабатывают навыки выжигания. Придумывают сюжеты своих работ, выжигают, раскрашивают и покрывают лаком.

Одно из направлений работы – работа с природными материалами (листья деревьев и кустарников, соломка, иглы хвойных деревьев, еловые и сосновые шишки и пр.)

image024Приемы работы с природными материалами особые. Наклеивание деталей, соединение их с помощью пластилина, прокалывание и другие приемы имеют довольно простую двигательную программу. Выполнение этой программы требует особой аккуратности, так как многие природные материалы отличаются хрупкостью, что способствует преодолению недостатков моторики ребенка с ограниченными возможностями.

Инновации (методики):

  • "Техника вышивания лентой как метод работы ручного труда".

Вышивка – один из древнейших видов прикладного искусства, используемый человеком для своей одежды и быта.

Вышивка лентами в последнее время стала очень популярна: ею украшают вязаные шапочки, подушки, одежду и пр. Данный вид искусства имеет ряд преимуществ, т.к. для завершения работы не требуется много времени: за курс реабилитации (21 день – дневное пребывание, 42 дня - стационар) осваиваются все основные приемы вышивания лентами, позволяет создать несколько красивых вещей как на выставку, так и сувениры для родных.

  • Роспись по стеклу.

 

Цель:

Знакомство с техникой росписи по стеклу.

Задачи:

Приобретение навыков:

  1. перевода рисунка на поверхность;
  2. обведение рисунка контуром;
  3. заполнение красками обведенных контуром фрагментов.

Для росписи по стеклу существует несколько видов красок. Наиболее распространенными являются акриловые витражные краски и переводные краски, гели. Последние обладают одним достоинством – рисунок можно снять с поверхности и перенести на другое стеклянное изделие.

Обязательным является использование контура. Он создает невысокий бортик по границе рисунка и не дает краске растечься. Контуры упакованы в небольшие тубы. При работе необходимо просто выдавливать контур через насадку. Цветовая гамма контуров разнообразна, но использовать все цвета нет необходимости. Наиболее часто используется черный, белый, бронзовый и серебряный контуры. Расписывать можно формы любой поверхности как плоские, так и выпуклые.

Любую поверхность перед началом работы надо обезжирить с помощью ватного тампона и спиртосодержащей жидкости.

Небольшие дефекты в работе можно удалить ватной палочкой или зубочисткой.

Для работы переводными красками используется прозрачная поверхность (стекло или тонкий пластик).

Если расписывается ровная поверхность, то выбранный рисунок достаточно закрепить скотчем.

Если же предмет имеет сложную выпуклую поверхность, например, бутылка с узким горлышком, можно использовать следующий способ:

  • свернуть листок с рисунком в трубочку (рисунком наружу);
  • вставить бумажную трубочку в бутылку;
  • расправить листок длинным узким предметом, например ручной кисти;
  • насыпать в бутылочку манную крупу, соль или песок.

Сыпучее вещество прижмет рисунок к внутренней поверхности стекла.

Если расписываемый предмет состоит из непрозрачного стекла, можно для нанесения рисунка использовать трафарет, который выполняется на строительном скотче (весь рисунок или отдельные его элементы).

Практическая часть:

1. Перевести выбранный рисунок на подготовительную форму любым из указанных способов.

2. Работа с контуром:

  • линии, проведенные контуром, должны быть замкнуты;
  • конец насадки не должен касаться поверхности стекла;

После того, как весь рисунок обведен контуром, необходимо дать ему высохнуть в течение часа. За это время на поверхности  состава образуется пленка.

3. Заливка витражными красками.

Осуществляется на стадии загустевшего контура, но лучше дать ему полностью высохнуть.

Если флакончик с краской имеет коническую форму, то снимается насадка, продавливается образовавшаяся пробка из загустевшей краски (зубочисткой) и заливка осуществляется с помощью насадки, распределяя краску по фрагменту рисунка. Срок высыхания – 24 часа.

Работа с переводными красками отличается тем, что первоначальный рисунок создается на листе из пластика или стекла, а затем переносится на нужную поверхность.

  • Искусство батика.

Искусство очень древнее. Его возникновение связывают прежде всего с Индонезией, Индием и Китаем. На острове Ява местные мастера еще до появления первых тканей наносили узоры на деревянные предметы обихода с помощью расплавленного воска диких пчел, а непокрытые воском места окрашивали растительными красками.

Само слово «батик» в переводе с яванского языка означает «рисование горячим воском». Позднее прием нанесения воском стали применять и для росписи тканей. Воск при окрашивании ткани не пропускает краситель, сохраняя (резервируя) ее первоначальный цвет, и в результате на материи остается рисунок. На этом свойстве воска и основана самая древняя, традиционная техника росписи ткани, которую называют "горячий батик". Она наиболее сложна и трудоемка.

В работе с детьми-инвалидами используется другая техника. Она появилась на родине шелка – в Китае в IX веке. На шелковой ткани наносились рисунки тушью, красками растительного и минерального происхождения. Резервирующий состав не использовался, поэтому такой способ называется «свободный батик».

В начале XX века в России изобрели резервирующий состав, не требующий нагревания. Эту технику росписи стали называть "холодным батиком". Именно этот способ будет использоваться в работе с детьми-инвалидами, так как он наиболее удобен, достаточно прост в исполнении, но в тоже время позволяет создавать своими руками прекрасные вещи. Эта работа не требует художественных способностей, но дает возможность проявить свою индивидуальность, почувствовать себя художником, создавая неповторимые авторские вещи.

В процессе занятий решаются следующие задачи:

  • развитие сенсомоторики;
  • развитие внимания, усидчивости, трудолюбия;
  • повышение самооценки.

Ткань может использоваться как натуральная (шелк, шифон, атлас), так и искусственная. Краски - акриловые. Они хорошо растекаются по ткани, смешиваясь между собой. В случае загустения их можно разводить водой. Для закрепления на ткани достаточно нанесенный рисунок прогладить горячи утюгом.

Для:

  • работы в данной технике применяется резервирующий состав (резерв) для создания на ткани контурной линии, которая ограничивает растекание красителя. Резерв необходимо наносить на ткань с помощью специальной стеклянной трубочки с узким носиком.
  • нанесения красителя используются мягкие кисти, губка (для больших поверхностей).
  • получения нужных цветов и оттенков используется палитра. Набирать краски из баночки для переноса на палитру можно обычной пипеткой.
  • выполнения росписи, ткань необходимо натягивать на рамку. Она должна быть деревянная (ткань можно закреплять на ней канцелярскими кнопками).

Если ткань прозрачная, рисунок на нее можно переводить сразу резервирующим составом. Линия должна быть четкой, ровной, без разрывов и обязательно замкнутой.

После окончания росписи ткань необходимо снять с рамы, хорошо высушить и прогладить с изнаночной стороны горячим утюгом.

Занятия с детьми на первом этапе проводятся индивидуально. Темп и уровень сложности подбирается в зависимости от возможностей и нозологии ребенка.

Практическая часть (примерное занятие):

Тема: Техника росписи "классическая" (классический батик).

 

Задачи:

  • освоение навыков нанесения узора на ткань,
  • нанесение резервного состава,
  • нанесение красителя;
  • развитие аккуратности, внимания.

Ход занятия:

  1. Нанести на ткань карандашный рисунок (любым способом).
  2. По намеченному рисунку провести резервирующие линии.
  3. После высыхания резерва каждый элемент рисунка расписать красками в один слой (для получения более мягкого и нежного тона каждый элемент рисунка предварительно смачивать водой).
  4. Роспись ведется от светлого к темному. Где необходим более темный тон, красят дополнительно.

 

Документы для скачивания:

herramienta_3_word Лечебное воздействие различных видов ручного труда на организм человека, doc, размер - 36 кб.
herramienta_3_word Резьба по дереву, doc, размер - 35 кб.
herramienta_3_word Художественное конструирование, doc, размер - 37,5 кб.
herramienta_3_word Плетение из проволоки, doc, размер - 814 кб.

     

     org gosuslugi   logo l5    imgsmail           mse

    dsznKO

     

     

    kemer

    mfc    doverie