ABA‑терапия
(метод прикладного анализа поведения)
На сегодняшний день одним из самых эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis).
АВА‑терапия - это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. АВА – метод изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.
АВА – терапия направлена на формирование жизненно важных, практических умений и навыков. Конечная цель АВА – дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.
При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки – действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие.
Другая задача АВА-терапии - снять негативные формы поведения и обучить навыкам функционального поведения.
Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные – строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Мотивационный стимул – это «приз», награда за проделанную работу или выполненное задание. Это то, что ребёнок очень любит и ради получения этого готов приложить усилия и постараться выполнить поставленную перед ним задачу. Мотивационные стимулы значительно повышают интерес ребёнка к занятиям.
С помощью АВА-терапии формируются следующие навыки: невербальная и вербальная имитация, просьба, комментирование (как спонтанного, так и по просьбе), визуальное восприятие, понимания речи (поведение слушателя). Развивается общая и мелкая моторика, называние предметов, называние действий, классификация предметов, местоимения, ответы на вопросы "Что?", "Кто?", "Где?", "Когда?", "Как?", употребление "да" и "нет" и другие.
В раннем возрасте коррекция нежелательного поведения наиболее эффективна, так как такое поведение еще не успело закрепиться, а взрослому проще справиться с ребенком в случае направленной агрессии или самоагрессии ребенка с аутизмом.
Используются приемы:
- короткие четкие инструкции
- обучение имитации
- использование подсказок
- постепенное формирование требуемых реакций
- дробление сложных действий на простые
- использование визуальных вспомогательных материалов
- стимулы, поощрения и призы
Важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой часть команды работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обучения и помогали ему обобщить все навыки, которые он выучил в программе.
При всей строгости обучающей программы методика АВА подходит для тяжелых форм аутизма, синдрома Дауна и тяжелых форм интеллектуальной недостаточности.
Выбор именно этой методики оправдан, если поведение ребенка не поддается контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита настолько слабо, что ребенок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания.