БОС-терапия
Тренажеры биологически обратной связи (БОС) основаны на биоуправлении. Биоуправление – это обучение человека новой для него деятельности, новым навыкам. Это вид тренировки мозга для развития самоконтроля и саморегуляции. Благодаря этому методу мозг находит лучшие варианты функционирования. Данный метод призван использовать скрытые резервы организма. Важнейшим преимуществом данного метода является объективность.
Программа «Комфорт Лого» реализует метод функционального биоуправления, основанный на использовании феномена биологической обратной связи. Данная программа имеет несколько режимов: «Кардио-ФБУ», «Лого», «ЭМГ-ФБУ», «Температурное биоуправление».
Программу «Комфорт Лого» используется для формирования правильного диафрагмального дыхания у детей со стертой дизартрией, заиканием. Формирование идет поэтапно:
- Формирование навыка общей мышечной релаксации и обучение координированному управлению мышечным напряжением.
- Обучение диафрагмальному дыханию.
- Постановка слитного речевоспроизведения на выдохе.
- Адаптация новых динамических стереотипов дыхания, голосообразования, психоэмоционального и речевого поведения в окружающей социальной среде.
Компьютерная игровая программа «Возьми и сделай» развивающего – коррекционного комплекса с видеобиоуправлением «Тимокко». Основной целью создания компьютерного тренажёра явилось обеспечение процесса развития целенаправленных действий и зрительно-моторной координации у детей на коррекционных занятиях. Развивающий комплекс предназначен для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а также для обучения двигательным навыкам детей с ДЦП, при гипотонии, нарушении тонуса мышц плечевого пояса, нарушении координации движений, на начальных этапах работы при посттравматических моторных расстройствах, для детей с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).
Логопедические тренажеры "Дельфа-130" и «Дельфа-142» успешно применяются для формирования, коррекции и оценки некоторых аспектов правильного произношения.
Основополагающий принцип действия тренажеров – зрительный контроль формирования произносительных навыков. Звучащая речь, то есть звуки, которые произносятся в микрофон, появляются на экране компьютера в виде тех или иных изображений. Ориентируясь на привлекательные, движущиеся картинки-мультипликации, ребенок ищет приемы самоконтроля, которые помогают удержать на экране желаемую картинку, благодаря чему фиксируется правильное произношение. Это привлекательные упражнения «Задуй свечку», «Чашка чая», «Бабочка», «Бегемотик» и др. На данном тренажере можно работать с детьми с различными речевыми нарушениями.
Специалистами МИП «Интерактивные технологии» были разработаны и установлены в Центре Фламинго компьютерные тренажёры. Графический тренажер «Ладинец» устанавливается на компьютер. Задача: развивать мелкую моторику рук у детей и обучать их письму. Для детей младшего школьного и дошкольного возраста с отклонениями в развитии, с ДЦП.
Позволяет в игровой форме улучшить работу левого и правого полушария головного мозга, их взаимодействие между собой, повысить координацию движений. Все результаты занятий математически анализируются и записываются. Запись выполнения упражнений очень хорошо показывает работу тех или иных групп мышц. Форма игры, наличие различных уровней сложности в заданиях, позволяет детям заниматься с удовольствием и не причиняет им неудобств.
Тренажер КЭТЧ - компьютерная программа – тренажер. Задачи: развитие мелкой моторики, координация движений со зрительным контролем, увеличение концентрации внимания, развитие аналитического восприятия, совершенствование навыков учебной деятельности.
Действие тренажера направлено на развитие зрительно-моторной координации детей с ОВЗ. Тренажер представляет собой две интерактивные игры с использованием сенсорного шарика. Шарик синхронизируется с экраном компьютера и в зависимости от моторных движений помогает ребенку решать игровые задачи.
Использование тренажеров БОС - новый образ методического мышления в реабилитации детей-инвалидов. В сочетании с традиционными методиками и технологиями они создают богатую окружающую обстановку – развивающую среду. Это важное условие подготовки ребенка к будущей самостоятельной жизни и деятельности, как в умственном, так и в физическом планах.