ЭРГОТЕРАПИЯ – современный метод реабилитации
Эрготерапия, как интегрированная медико-социально-психолого-педагогическая область знаний – наука, родственная дефектологии. Эрготерапевты работают с вторичными и третичными нарушениями. Конечная цель эрготерапии - не только максимально восстановить двигательные функции, но и адаптировать ребенка к привычной здоровому человеку жизни, помочь стать самостоятельным, социально приспособленным и независимым в быту.
В кабинете эрготерапии для детей-инвалидов и их семей проводятся коррекционно-развивающие занятия. Основная цель связана с восстановлением или развитием пострадавшей функции. Это целый комплекс мероприятий по возможному восстановлению функции верхних конечностей: плеча, предплечья и особенно кисти, необходимой для осуществления повседневной деятельности, включающей элементарные повседневные действия – умывание, одевание, прием пищи и т.д. Обучение независимости в быту помогает ребенку освоить приемы самообслуживания. Это впоследствии предоставит ему относительную социальную самостоятельность.
Кабинет оснащен современным оборудованием – специальными тренажерами различных видов: зигзаг, петля, спираль, ролики, лестница для пальцев,
резьбовой каскад, бытовой и технический стенды, колесо-тренажер для разработки рук “Капитан”, и другие тренажеры.
Игровые развивающие пособия: пазлы, мозаики, кубики, конструкторы, шнуровки, рамки-вкладыши и др. применяется при нарушении когнитивных и высших корковых функций. Способствуют развитию и тренировке памяти, внимания, мышления, восприятия.
Занятия способствуют укреплению мышц верхних конечностей, координации движений, развитию мелкой моторики, увеличению объема движений в суставах кистей, лучезапястном, локтевом, плечевом.
Упражнения на восстановление или совершенствование мелкой моторики вовлекают в работу малые и средние мышечные группы. В основном подбираются упражнения, которые несут под собой практическую направленность: переложить предмет, переставить стул, набрать номер телефона, открыть крышку, пользоваться ножницами, ложкой, одеваться.
Все упражнения с детьми проводятся в игровой форме. При этом специалист постоянно находится в контакте с ребенком: показывает, объясняет, сопровождает его и обучает навыкам использования предметов быта. Также используются игры в шахматы, домино, шашки, лепка, конструктор, пазл, рисование, вырезание ножницами и многое другое. Все упражнения подбираются строго индивидуально и зависят от целей реабилитации и состояния конечностей.
Методы эрготерапии доказали свою эффективность в реабилитации детей с ДЦП, с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата, а также состояний после инсульта и черепно-мозговых травм. Этот метод способствует улучшению не только двигательных, но когнитивных, эмоциональных возможностей. Этот вид терапии включен в комплекс адаптационных программ (социально-бытовой реабилитации) для детей с психическими расстройствами
Эрготерапия - важная часть всех современных реабилитационных программ. Эрготерапевтические занятия направлены на преодоление трудностей в повседневной жизни, повышение адаптационных возможностей, приобретение самостоятельности, независимости и чувства уверенности в себе.