Лекотека
Само слово лекотека (произошло от шведского слова leco – игрушка и греческого theke – хранилище) – это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.
Лекотека представляет собой предметно-развивающую среду, ориентированную на стимуляцию игровой деятельности. Занятия в лекотеке направлены на выявление и коррекцию особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, с целью формирования базовых структур личности и развития различных психических процессов.
Особенностями работы специалиста в лекотеке является не только квалифицированная помощь ребёнку в социализации, личностном развитии и преодолении психогенных нарушений, но и обучение родителей методам и способам эффективного взаимодействия с детьми.
В ходе работы специалист выполняет следующие задачи:
- выявление уровня актуального развития детей с ограниченными возможностями и зоны ближайшего развития ребёнка с учётом индивидуальных потребностей;
- развитие коммуникативных способностей, расширение круга общения детей со сложностями в адаптации;
- подбор адекватных средств общения с ребёнком;
- вовлечение семьи в процесс развития ребёнка, поиск ресурсных возможностей внутри семьи;
- помощь семье в адаптации к особенностям развития ребёнка и преодоление психологических проблем, связанных с этим.
Основными формами работы лекотеки являются:
- консультация;
- диагностический игровой сеанс;
- терапевтический игровой сеанс.
В лекотеке, преимущественно, проводятся индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей. Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребёнку комфортную, безопасную обстановку, адаптировать его к новой деятельности.
Основной особенностью индивидуальных занятий является их уникальность. Они разрабатываются с учётом потребностей данного ребёнка и меняются в зависимости от его личностного развития и эмоционального состояния.
Все занятия в кабинете Лекотеки проводятся в игровой форме с помощью специальных методик и оборудования в зависимости от задач коррекционно-развивающей работы.
ИГРА - основной метод Лекотеки. В игре дети приобретают навыки общих движений, ручной моторики и зрительно-моторной координации. При этом достигаются более сложные умения, улучшается сила, баланс, скорость и контроль, формируются и развиваются сенсорные эталоны, наглядно-действенная форма мышления, расширяется словарный запас.
Работа с ребенком в Лекотеке направлена на активизацию игровой и познавательной деятельности малыша. Играя, дети учатся познавать окружающий мир и общаться. Наблюдая за другими детьми и взрослыми, ребенок легче усваивает навыки социализации. Малыши становятся более самостоятельными, независимыми и легче адаптируются к новым условиям.
Специалисты отделения психолого-педагогической помощи стимулируют развитие ребенка в ходе специальных игр и занятий, отслеживают динамику его развития, обучают родителей способам специфического взаимодействия - с ребенком в повседневной жизни семьи.