Сенсорная комната
Сенсорная комната - это среда, способствующая развитию всех органов чувств человека. Это маленький рай, где все звучит, журчит, переливается, манит, ненавязчиво заставляет забыть страхи, успокаивает, а если нужно, мотивирует к активной деятельности.
Оборудование сенсорной комнаты разнообразно. Здесь есть сухой бассейн, мягкий остров, сенсорные дорожки, ребристый мостик, лампа-костер, пузырьковая колонна, фиброоптические волокна, тактильные шарики, интерактивный пол, а также специальное музыкальное сопровождение. Сенсорная комната предназначена для коррекционно-развивающих занятий психологов с детьми. Здесь нет опасных, твердых предметов, всего того, что может сковать действия ребенка, навредить, и есть все необходимое для развития и коррекции, оказания положительного воздействия на психику ребенка.
Сенсорная комната позволяет выполнять разнообразные виды психологического и психокоррекционного воздействия:
- релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, подростков, взрослых;
- фиксирование внимания и управления им, поддержание интереса и познавательной активности;
- повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций;
- развитие воображения и творческих способностей детей, подростков и взрослых;
- коррекцию психоэмоционального состояния.
Сеансы в сенсорной комнате включены в комплексную систему реабилитации детей с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательной патологией, задержками психомоторного и эмоционального развития, неврозами, что значительно повышает ее эффективность.
Сочетание разных стимулов (музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: успокаивающее; расслабляющее; стимулирующее; тонизирующее; восстанавливающее. Поэтому занятия в сенсорной комнате направлены на решение трех основных задач: релаксация, активизация и развитие.
В коррекционной работе с гиперактивными, возбудимыми, агрессивными, расторможенными детьми сенсорная комната является важным элементом. В процессе релаксации, при использовании различных световых и шумовых эффектов (пузырьковая колонна, ароматерапия, лампа-костер), ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы.
А если, наоборот, ребенок вял и пассивен? В таком случае необходимо его активизировать. Интерактивное оборудование активизирующего действия привлекает интерес детей, стимулирует подвижность и развитие их исследовательской деятельности.
Занятия в сенсорной комнате с применением игр в сухом бассейне, приборов для создания световых эффектов «Русская пирамида», тактильного панно «Ежик», интерактивный пол помогают в активизации детей, в стимуляции всех сенсорных процессов (зрительного, слухового, тактильного, обонятельного), повышают мотивацию к деятельности, создают положительный эмоциональный фон.
Интерактивное оборудование активизирующего характера привлекает интерес детей, стимулирует подвижность и развитие их исследовательской деятельности. Интерактивный пол – напольная проекция, способная реагировать на любые движения. Каждый, кто попадает в зону активности интерактивной проекции, своими действиями заставляет оживать изображение прямо на глазах. Специальные компьютерные программы позволяют детям в игровой форме изучать сенсорные эталоны, математические представления, развивать внимание, мышление, речь. Помогают установить эмоциональный контакт с ребенком, создают позитивную установку, настрой на занятие. А групповые занятия способствуют развитию коммуникативных навыков, необходимых для нормального психологического развития ребёнка, подготовки его к дальнейшей жизни.
Большое разнообразие стимулирующих влияний позволяет оказывать помощь детям, страдающим синдромом раннего детского аутизма (РДА). Сенсорная комната позволяет наладить контакт с аутичным ребенком дает дополнительную возможность выполнения совместного действия, вызывающего у ребенка положительные эмоции.
Сухой душ: разноцветные атласные ленты спускаются вниз, словно струи воды. Их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Разноцветные ленты стимулируют тактильные ощущения, помогают воспринимать пространство и своё тело в этом пространстве. Зайдя внутрь можно посмотреть вверх и увидеть себя. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира, что особенно важно для аутичных детей.
Коррекционно-развивающая работа в условиях тёмной сенсорной комнаты привлекает детей к активному участию в сенсорно-перцептивной, моделирующей и речевой деятельности. Это способствует развитию инициативы, творческой активности, воображения, формирует чувство самоценности и самодостаточности.
Оборудование сенсорной комнаты используется по-разному, в зависимости от цели, которую ставит перед собой специалист, работая с конкретным ребенком. На некоторых занятиях световые эффекты выступают фоном, усиливающим эффект совместного взаимодействия ребенка и взрослого с различными дидактическими игрушками, реальными предметами и т. д.
В сенсорной комнате создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности.
Занятия в сенсорной комнате рекомендованы детям с раннего возраста - 1 года. Дети с ограниченными возможностями, двигательными нарушениями особенно нуждаются в специальном оборудовании. Гранулированные пуфики-кресла, шариковый бассейн, мягкие модули активно используются в работе с такими детьми. Пуфик-кресло с гранулами, детская подушка с гранулами способствуют мягкой тактильной стимуляции. Подушку приятно мять в руках, и занятие с ней может надолго увлечь ребенка, напольные маты обеспечивают безопасность и комфорт. Сидя или лежа на пуфике можно расслабиться и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины.
Расписание работы сенсорной комнаты составлено так, что психологи имеют возможность проводить в ней занятия со всеми детьми, принятыми на курс реабилитации. А также проводить работу с родителями, психотренинги и релаксацию. В результате у родителей снижается тревожность, улучшается эмоциональное состояние. У детей наблюдается снижение агрессивности, эмоционального и мышечного напряжения, повышение порога сенсорной чувствительности, двигательной активности, развитие зрительно-моторной координации, повышение устойчивости внимания, развитие интереса и познавательной активности, воображения и творческих способностей, расширение кругозора ребенка, пространственных представлений, восприятия разнообразных свойств предметов.
ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПОЛ
В нашем центре используются инновационные технологии восстановления здоровья.
Сейчас самая популярная в реабилитационном центре сенсорная комната с интерактивным полом.
Интерактивный пол – напольная проекция, способная реагировать на любые движения. Каждый, кто попадает в зону активности интерактивной проекции, своими действиями заставляет оживать изображение прямо на глазах. Графические объекты на его поверхности меняют форму, цвет и расположение, создавая причудливые узоры и образы просто под воздействием движений и прикосновений ребёнка. Только представьте Вы идете по полу, а он вдруг оживает у вас под ногами, Вы ступаете на водяную гладь, и от Ваших ног расходятся круги. Напольные отображения могут оживать и удивлять, превращаясь во всевозможные картинки, которые приковывают внимание и вызывают интерес. Это не может не удивить и впечатляет практически любого ребёнка!
Система интерактивного пола обладает массой полезных свойств и возможностей:
- использование звуковой системы, чтобы усилить воздействие и привлечь больше внимания;
- возможность взаимодействия сразу с несколькими детьми;
- графика, максимально приближенная к реальности.
Для детей это несравненно лучший подарок.
Теперь сенсорная комната превращается либо в реальную поверхность океана, либо в огромное футбольное поле, на котором можно поиграть с мячом, либо звёздное небо с планетами. Трёхмерная картина моментально реагирует на движение детей.
Данное устройство является не только развлечением для детей, улучшает их эмоциональное состояние, а также способствует их разностороннему развитию. Предустановленные программы позволяют детям в игровой форме изучать сенсорные эталоны, математические представления, развивать внимание, мышление, речь. Спортивные игры позволяют развиваться детям физически. Кроме того эти игры помогают установить эмоциональный контакт с ребенком, создают позитивную установку, настрой на занятие. А групповые занятия способствуют развитию коммуникативных навыков, необходимых для нормального психологического развития ребёнка, подготовки его к дальнейшей жизни.
Изображения на интерактивном полу яркие, а занятия забавные и увлекательные. Взрослые не менее активно включаются в предложенную игру, охотно составляя своим детям компанию. Всё это в комплексе способствует возникновению хорошего настроения.
Интерактивный пол используется для детей любого возраста, ведь возможность игры с волшебной картинкой заинтересует даже взрослых.
Медленно проплывающие по полу изображения в комбинации с легкой успокаивающей музыкой создают уютную атмосферу спокойствия, гармонии и безопасности. Ребёнок, даже не замечая этого, освобождается от психоэмоционального напряжения, у него усиливается позитивное настроение, что очень важно для положительного результата таких занятий.
Использование интерактивного пола направлено на то, чтобы привлекать интерес ребёнка, стимулировать его подвижность и развивать исследовательскую деятельность.
Особенно хорошо здесь детям с нарушением опорно-двигательного аппарата. Ребятишки тянутся за живыми картинками, соревнуются друг с другом, становятся более активными. Сама обстановка настраивает на позитив.
Главное за игрой ребёнок забывает о болезнях и недугах!