Сенсорная интеграция
У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются трудности с обработкой сенсорной информации. Дети не правильно интерпретируют тактильную, зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и двигательную информацию, что приводит к проблемам поведения, обучения, развития речи, общения, мышечного тонуса и координации. Эти проблемы приводят к «нарушению сенсорной интеграции».
Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями, как аутизм, задержка психического развития, задержка речевого развития, СДВГ, ДЦП, синдром Дауна.
Примеры сенсорных расстройств:
- нарушения различных видов ощущений - светоощущение, цветоощущение, ощущение высоты, громкости, длительности звука и др.
- нарушения разных видов восприятия - восприятие формы предмета, символов, пространственных отношений, звуков речи и т.д.
Для упорядочивания процесса сенсорной обработки, формирования правильной реакции, нового сенсорного опыта, для улучшения адаптации к изменяющейся среде используется метод сенсорной интеграции.
Сенсорная интеграция – перспективное направление коррекционной педагогики. Сенсорная интеграция - это способность человека организовывать ощущения, испытываемые организмом, для совершения движений, обучения и нормального поведения. При применении приемов сенсорной интеграции мы обеспечиваем возникновение сенсорных импульсов у ребенка от вестибулярной системы, суставов, кожи. Важно научить ребенка понимать эти импульсы и правильно реагировать на них.
Метод сенсорной интеграции осуществляется в игре, в процессе движения.
Задачи:
- Развитие проприоцептивной, вестибулярной и тактильной систем восприятия;
- Упорядочивание сенсорных стимулов, поступающих из окружающей среды;
- Формирование адаптивного ответа организма на сенсорные стимулы окружающей среды.
Занятия по сенсорной интеграции – это работа через тело. Данный метод предполагает использование физических упражнений и подвижных игр, творческих и музыкальных занятий, с помощью которых улучшается праксис, развиваются необходимые навыки. Первые семь лет жизни играют ключевую роль для сенсорной интеграции. В этот период мозг наиболее чувствителен к принятию различных ощущений и их обработке. Внутренний импульс побуждает детей быть очень активными и приобретать различные навыки.
Занятия сенсорной интеграцией на развитие вестибулярных ощущений и проприочувствительности проходят в сенсорном зале.
С использованием следующих тренажёров:
- Равновес для мозжечковой стимуляции. Ребенок учится держать равновесие.
- Чулок Совы, который стимулирует проприоцептивную систему, способствует улучшению ощущения положения тела в пространстве.
- Яйцо - это мягкий шарообразный мешок, помогает ребенку прочувствовать границы своего тела, получить новые сенсорные ощущения, стимулирует развитие проприоцептивной и вестибулярной системы.
- Лазание по скале, лестнице с усложнением заданий, например, собирание колец способствует развитию умения управлять своим телом в пространстве.
- Качание в гамаке, на платформе, на бревне также способствуют развитию вестибулярной и проприоцептивной систем.
Занятия проходят в режиме 1-2-3 раза в неделю. Результаты видны у разных детей в разное время, кому-то достаточно 5-6 встреч, а кому-то нужен год и более. Занятия сенсорной интеграцией помогут детям с различными нарушениями поведения, речи, мышления, эмоциональной сферы успешно преодолеть препятствия в развитии и социально адаптироваться в обществе.