Социальная гостиная
Социальная гостиная создана для детей раннего и дошкольного возраста, с нарушениями в развитии для проведения коррекционно-развивающих занятий в ходе курса реабилитации.
Помещение социальной гостиной организовано таким образом, чтобы дети чувствовали себя здесь в безопасной обстановке, быстро адаптировались и легче шли на контакт со специалистами. В социальной гостиной работают психологи и социальные педагоги.
Ресурсами и обучающим материалом социальной гостиной для детей являются разнообразные игрушки для адаптации и расположения ребёнка, игрушки для развития сенсомоторики, зрительного, слухового, тактильного восприятия, речи, познавательных процессов и двигательных навыков.
В социальной гостиной реализуется программа ранней помощи. Основной принцип этой программы - активное вовлечение родителей в работу по развитию ребенка. Семья, воспитывающая ребенка-инвалида раннего возраста, приглашается в центр «Фламинго», где проходит встреча со специалистами. Во время которой семья получает диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, профилактическую, просветительскую помощь. Даются рекомендации, как следует ухаживать за таким ребенком, приемы и упражнения по его развитию, как изменить условия жизни семьи. Затем назначается повторный прием для наблюдения за динамикой развития. Следующим этапом является перевод ребенка на программу комплексной реабилитации.
Задачи социальной гостиной:
1) Проведение индивидуального комплексного диагностического обследования детей с нарушениями развития и их семей.
2) Консультирование родителей по вопросам развития, воспитания ребенка и детско-родительских отношений; по результатам проведенного диагностического обследования.
3) Оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития и психолого-педагогической поддержки их семьям.
4) Осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития.
5) Обучение родителей специальным навыкам, приемам, способствующим развитию ребенка, помощь в организации развивающей среды в семье.
6) Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребёнка с особыми потребностями, отслеживание динамики развития ребёнка.
7) Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми и их родителями по преодолению выявленных проблем в развитии, воспитании и обучении.
Формы работы в социальной гостиной:
- Консультативно-диагностический прием.
Целью консультативно-диагностического приёма является осуществление контроля над ходом психического развития ребенка раннего возраста в условиях семейного воспитания.
Для детей до 5 лет проводится диагностическое обследование с помощью теста Штрасмайера, исследуются навыки и умения в таких сферах, как, самообслуживание, общая и тонкая моторика, речь, мышление, восприятие. Даются рекомендации по вопросам воспитания, развития, игровых приёмов, занятий и обучения детей раннего возраста в домашних условиях.
- Коррекционные развивающие занятия.
Проводятся занятия с детьми в индивидуальной и групповой форме по 30 минут. Содержание и методы проводимых занятий определяются индивидуально-ориентированными программами психолого-педагогической реабилитации, разрабатываемыми специалистами, исходя из особенностей психофизического развития, особенностей заболевания и индивидуальных возможностей детей.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы с особыми детьми в социальной гостиной являются:
- формирование сенсорных навыков;
- развитие слуховых, зрительных ориентировочных реакций;
- развитие предпосылок к эмоциональному общению, эмоционально
положительных реакций;
- стимулирование и развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления);
- развитие предпосылок активной речи и понимания речи;
- формирование навыков игровой деятельности;
- развитие мелкой моторики;
- формирование элементов продуктивных видов деятельности.
3) Школа семьи. Находясь на занятии вместе с ребенком, родители принимают участие в реабилитационном процессе, обучаются приемам реабилитации с целью их дальнейшего применения в домашних условиях.
Эффективность работы с семьями в социальной гостиной:
- Семья ребенка-инвалида получает психологическую поддержку, направленную на преодоление негативных установок, связанных с появлением в семье особого ребёнка.
- Родители пополняют свои психолого-педагогические знания, представления о технологиях и методах обучения и воспитания детей с особыми потребностями, о проблемах и возможностях ребенка.
- Родители обучаются специальным навыкам эффективного взаимодействия и игры с ребёнком, способствующим развитию ребенка в домашних условиях.
- У родителей формируется активная жизненная позиция, меняются взгляды на воспитание детей, появляется умение видеть положительные стороны ребёнка, его достижения, успехи, развитие.