Социально-ролевые игры, как метод социально-бытовой адаптации
Социально-бытовые или сюжетно-ролевые игры выполняют огромную роль в процессе развития детей, их адаптации, социализации, коррекции и воспитания. Сюжетные игры имеют социальную природу и строятся на расширяющемся представлении детей о жизни взрослых. Отличительная особенность этих игр в том, что у детей развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового, каждый ребёнок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.
Цель сюжетно – ролевых игр: развивать и обогащать социальный опыт, развивать интерес, учить объединятся детей в группы, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, создавать игровые замыслы. Дети в доступной и занимательной форме усваивают навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, нормы общепринятого поведения, правила общения, учатся социально – бытовым навыкам. Также игры с ролями расширяют представления детей об окружающей действительности, обогащают словарный запас.
Для организации сюжетно-ролевых игр в центре «Фламинго» специально создано игровое пространство, оборудована игровая комната.
Здесь находятся игровые модули, которые позволяют развить сюжет и сформировать первоначальные социально-бытовые понятия, приобрести необходимые знания, умения и навыки.
¬ Игра «Больница», «Аптека». Игровая зона имеет определённый игровой материал: медицинские инструменты, градусники, бланки рецептов и т.д. Игры на тему «Больница» воспитывают чуткое отношение к больному, доброту, заботу, отзывчивость, понимание.
Игровая зона «Магазин» насыщена разнообразным игровым предметным материалом: сумочки, «продукты», касса, весы, деньги. У детей расширяются знания о труде продавца, о его взаимоотношениях с покупателями, о товарах, которые продаются в магазине.
¬Социальная игра «Магазин» воспитывает у детей этику поведения, умение вести себя в общественных местах, развивает коммуникативные навыки.
¬Игра «Дом, семья». Побуждает детей творчески воспроизводить в играх быт семьи, развивает умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Для игры используется различный игровой материал: предметы домашнего обихода, куклы, игровая мебель. Здесь ребята могут распределять между собой роли: мама, папа, дети, бабушка, дедушка и разыгрывать проблемные ситуации.
Используя материалы и оборудование игровой комнаты, можно расширять сюжеты ролевых игр: «Кафе», «Столовая», «Прачечная», «Детский сад» и т.п.
Следует отметить, что ребенок включен в игру эмоционально двояким образом: он как бы переживает совершаемые им действия и одновременно испытывает радость от игры.
Реабилитационный потенциал игры высок. Интенсивная игровая деятельность стимулирует развитие духовных и физических способностей, свойств характера и воли, формирует установки относительно себя и окружающей среды. Ролевые игры очень помогают детям в освоении социального опыта, опыта поведения в разных ситуациях. Проигрывая роли, дети учатся понимать другого человека его действия и обязанности, развиваются коммуникативные навыки. У детей создаётся радостное настроение, удовлетворяется активная деятельность, повышается познавательная активность, а также самооценка преодолеваются имеющиеся страхи, комплексы, формируется положительное отношение к людям.