Творческая студия «До-ми-соль-ка» (музыка)
В коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушениями в развитии нужны иные методы музыкального воспитания. Для проведения музыкальных занятий, занятий логоритмикой, для работы по развитию и коррекции речи детей нужно использовать музыкальные коррекционно-развивающие игры, способствующие повышению уровня музыкального развития детей и коррекции имеющихся у них нарушений. Игровая форма музыкального материала поможет вызвать у детей интерес к занятиям, создать у них положительное эмоциональное отношение к музыкальной деятельности, в процессе которой можно корректировать нарушения в речевом и двигательном плане.
Коррекционные методы музыкального воспитания:
- Музыкально-игровые упражнения по слушанию музыки, которые предлагается использовать как самостоятельный вид деятельности или подготавливающий разучивание песен, хороводов, плясок, игр с использованием детских музыкальных инструментов. Это позволит развить у детей внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку, звуко-высотный, тембровый и динамический компоненты слухового восприятия.
- Музыкально-речевые игры - адаптированные в речевом плане детские песни, ритмодекламации, музыкально-игровые этюды, направленные на усвоение интонационно-речевой модели эмоционального содержания музыки с простой мелодией и элементарной песенно-ритмической основой, которые постоянно сопровождаются движениями с целью развития у детей речедвигательной координации, коррекции звукопроизношения, артикуляции, автоматизации произношения звуков.
- Музыкально-ритмические игры предлагается использовать как наиболее адекватную форму коррекции двигательной недостаточности, которая выражается в бедности вспомогательных, мимических и пластических движений у детей. Игры направлены на формирование у детей умения владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений- с характером музыкального сопровождения. Освоение музыкально-ритмической деятельности способствует развитию чувства ритма, навыков выполнения музыкально-ритмических движений, развитию и коррекции мелкой моторики рук.
- Игры с использованием детских музыкальных инструментов применяются в целях развития и коррекции тембрового слуха, метроритмического чувства, мелкой моторики рук в условиях специально организованного исполнения адаптированного для восприятия простых мелодий и ритмических аккомпанементов. Данный метод музыкальной деятельности несет в себе значительную коррекционную нагрузку комплексного характера (развитие мыслительной сферы, сенсорных способностей ребенка, зрительно-двигательной координации).
- Музыкально-коммуникативные игры помогут научить детей общаться с помощью музыки, совершенствовать их коммуникативную инициативу и активность. С этой целью надо применять в работе игры-приветствия, игры с игрушками с музыкальным сопровождением, танцы в парах, танцы со сменой партнера, ритмические упражнения с элементами расслабляющего массажа.
Музыкальные игры можно использовать с детьми разного уровня музыкального развития, выбирая те ее варианты, которые подходят индивидуально ребенку.
На занятиях используются различные музыкальные (барабан, синтезатор, микрофон, музыкальный центр, ноутбук) и шумовые инструменты (трещотки, деревянные ложки, палочки и пр.)