Забота будущих родителей о своем малыше должна начинаться задолго до его зачатия. Нужно помнить, что все клеточки, которые дают жизнь находятся в человеке всю его жизнь и получают все негативные воздействия наряду с остальными клетками организма. Поэтому, когда слышишь фразы: «Забеременею, брошу курить, начну правильный образ жизни!» — хочется сказать с сожалением : «Уже поздно!» — это конечно уменьшит риск, но ваши клетки уже получили порцию негативного воздействия и риск передачи генетически неполноценного материала увеличивается.
Факторы, влияющие на развитие ребёнка, можно разделить антенатальные, интранатальные и постнатальные. Антенатальные факторы, действующие во внутриутробном периоде, это и факторы окружающей среды, вредные привычки и профвредности, инфекции матери и ее состояние здоровья. Первый и второй триместр беременности самый нежный для плода, т.к. происходит закладка и формирование всех органов и систем. Роды – самый опасный момент связан с риском травм плода и повреждением ЦНС под действием недостатка кислорода во период схваток и потуг (кривошея, кровоизлияния в головной мозг, переломы, гематомы). Чаще все проявляется в первые минуты после рождения, но могут быть и отдаленные последствия. Внутриутробное инфицирование, врожденные пневмонии, а также острые заболевания в периоде новорожденности также могут иметь серьезные последствия.
Не секрет, что недоношенность, проблемы в родах и заболевания сразу после рождения могут приводить к тяжелым последствиям, но это видно не вооруженным взглядом и такой ребенок чаще находится под наблюдением медицинских работников. И получает своевременную квалифицированную помощь. А что, если ребенок родился как все, даже если у плода гипоксия во время беременности, а у кого ее нет в наше время, такой ребенок растет в семье и до определённого момента не вызывает никаких беспокойств. Особенно если это первенец и родителям не с кем сравнивать малыша. Первые месяцы очень часто этот ребенок вообще не вызывает беспокойства – ест и спит, спокойный малыш, говорят родители иногда, не доставляет хлопот. Здесь нужно внимательно отнестись, возможно это угнетение нервной системы, слабость. Чаще все-таки вопросы у родителей возникают: плохой сон, частые срыгивания, запоры, колики – все это тоже может быть первым признаком неблагополучия. Как же не запутаться и убедиться, что ребенок развивается нормально.
Даже с двух месяцев можно начать оценивать развитие ребенка, не нужно ждать – необходимо профилактировать и корректировать с момента выявления. Основной принцип раннее начало - лучше результат.
Что должен уметь ребенок (навыки по возрасту):
Социальные / Эмоциональные
Успокаивается, когда с ним разговаривают или берут на руки; смотрит на твое лицо ; кажется, что рад видеть тебя, когда подходишь; улыбается, когда вы разговариваете с ним или улыбаетесь.
Основные этапы развития языка / Коммуникации
Издает звуки, отличные от плача; реагирует на громкие звуки.
Когнитивные этапы (обучение, мышление, решение проблем)
Наблюдает за тобой, когда ты двигаешься; смотрит на игрушку в течение нескольких секунд .
Этапы движения / Физического развития
Держит голову приподнятой, когда лежит на животе; двигает обеими руками и обеими ногами; ненадолго разжимает руки.
Для каждого возраста существуют свои таблицы, которые позволят оценить развитие малыша.
Социальные / Эмоциональные
Улыбается сам по себе, чтобы привлечь ваше внимание; хихикает (ещё не смеётся в полный голос), когда вы пытаетесь его рассмешить; смотрит на вас, двигается или издает звуки, чтобы привлечь или удержать ваше внимание.
Основные этапы развития языка / Коммуникации
Издает звуки типа “оооо", “аааа” (воркующий); издает звуки в ответ, когда вы с ним разговариваете; поворачивает голову на звук твоего голоса.
Когнитивные этапы (обучение, мышление, решение проблем)
если он голоден, открывает рот, когда видит грудку или бутылочку; с интересом разглядывает свои руки.
Этапы движения / Физического развития
Держит голову ровно без поддержки, когда вы держите его; держит игрушку, когда вы кладете ее ему в руку; использует свою руку, чтобы размахивать игрушками; подносит руки ко рту; толчки вверх на локтях / предплечьях при положении на животе.
Социальные / Эмоциональные
Знает знакомых людей; любит смотреть на себя в зеркало; смеется.
Основные этапы развития языка / Коммуникации
По очереди издает звуки вместе с вами («диалог»); высовывает язык и дует; издает визжащие звуки.
Когнитивные этапы (обучение, мышление, решение проблем)
Кладет что-нибудь в рот, чтобы исследовать; тянется, чтобы схватить игрушку, которую хочет; поджимает губы, показывая, что больше не хочет есть.
Этапы движения / Физического развития
Перекатывается с животика на спину; отжимания вверх прямыми руками на животе; опирается на руки, чтобы не упасть, когда сидит.
Социальные / Эмоциональные
Застенчив, «стесняется» или боится незнакомых людей; показывает несколько выражений лица, таких как счастливое, грустное, сердитое и удивленное; смотрит, когда ты зовешь ее по имени; реагирует, когда вы уходите (смотрит, тянется к вам или плачет); улыбается или смеется, когда вы с ним играете в прятки.
Основные этапы развития языка / Коммуникации
Издаёт множество разных звуков, таких как «мамамама» и «бабабабаба»; поднимает руки вверх, чтобы их подняли (проситься на ручки).
Когнитивные этапы (обучение, мышление, решение проблем)
Ищет предметы, выпавшие из поля зрения (например, ложку или игрушку); объединяет две вещи воедино.
Этапы движения / Физического развития
Самостоятельно принимает сидячее положение; перекладывает вещи из одной руки в другую; использует пальцы, чтобы “подгребать” пищу к себе; сидит без поддержки.
Социальные / Эмоциональные
Играет с тобой в игры, по типу «ладушки».
Основные этапы развития языка / Коммуникации
Машет “пока-пока; называет родителя “мамой”, “папой” или другим особым именем; понимает слово «нет» (делает короткую паузу или останавливается, когда вы его произносите).
Когнитивные этапы (обучение, мышление, решение проблем)
Кладет что-то в контейнер, например, кубик в чашку; ищет вещи, которые от него спрятали и он видел это.
Этапы движения / Физического развития
Подтягивается, чтобы встать; ходит, держась за мебель; пьет из чашки без крышки, когда вы держите ее в руках; берет предметы между большим и указательным пальцами, например маленькие кусочки пищи («пинцетный захват»)
Социальные / Эмоциональные
Копирует действия других детей во время игры, например, достаёт игрушки из коробки, когда это делает другой ребёнок; показывает пальцем вам предмет, который нравится или хочет, чтобы ему дали; хлопает в ладоши при возбуждении; обнимает мягкую куклу или другую игрушку; проявляет к вам привязанность (обнимает, прижимается или целует вас).
Основные этапы развития языка / Коммуникации
Пытается произнести одно или два слова помимо «мама» или «папа», например, чаще всего один из слогов длинного слова; смотрит и ищет глазами знакомый объект, когда вы называете его; следует указаниям, которые даются как жестами, так и словами (например, он даёт вам игрушку, когда вы протягиваете руку и говорите: «Дай мне игрушку»); просит о помощи жестами и звуками.
Когнитивные этапы (обучение, мышление, решение проблем)
Пытается правильно пользоваться вещами, например, телефоном, чашкой или книгой; складывает по крайней мере два небольших объекта, например блоки.
Этапы движения / Физического развития
Делает несколько шагов самостоятельно; использует пальцы, чтобы накормить себя.
Социальные / Эмоциональные
Отходит от вас, но смотрит, чтобы убедиться, что вы рядом; ждет вашей оценки, когда показывает вам что-то интересное или правильно выполняет задачу; протягивает вам руки, чтобы вы могли их помыть; просматривает вместе с вами несколько страниц в книге; помогает вам одеть его, просунув руку в рукав или подняв ногу.
Основные этапы развития языка / Коммуникации
Пытается произнести три или более слов, помимо «мама» или «папа», выполняет одношаговые инструкции без жестов, например, отдаёт вам игрушку, когда вы говорите: «Дай мне её».
Когнитивные этапы (обучение, мышление, решение проблем)
Копирует, как вы выполняете работу по дому, например, подметаете метлой; играет с игрушками простым способом, например, толкает игрушечную машинку.
Этапы движения / Физического развития
Ходит, ни за кого и ни за что не держась; рисует каракули; пьет из чашки без крышки, но иногда может проливать; кормит себя пальцами и пытается использовать ложку; забирается на диван или стул и слезает с него без посторонней помощи.
Социальные / Эмоциональные
Замечает, когда другим больно или они расстроены, например, когда кто-то плачет, делает паузу или грустит; смотрит на ваше лицо, чтобы понять, как реагировать в новой ситуации.
Основные этапы развития языка / Коммуникации
Указывает на предметы в книге, когда вы спрашиваете, например: «Где медведь?»; произносит по крайней мере два слова вместе - словосочетания, например “еще молока”, «дай пить»; указывает по крайней мере на две части тела, когда вы просите его показать вам (где ушки?, где ручки?); использует различные жесты,не только просто машет рукой и указывает пальцем, например, посылает воздушный поцелуй или кивает в знак согласия.
Когнитивные этапы (обучение, мышление, решение проблем)
Держит что-то в одной руке, используя другую руку; например, держит контейнер и снимает с него крышку, пытается использовать переключатели, ручки или пуговицы на игрушке; играет с несколькими игрушками одновременно (сюжетно-ролевая игра), например «посудка».
Этапы движения / Физического развития
Пинает мяч; бегает; ходит (не взбирается) по нескольким ступенькам с посторонней помощью или без нее; ест ложкой.
Социальные / Эмоциональные
Играет рядом с другими детьми и иногда играет с ними; показывает вам, на что она способна, говоря: “Посмотри на меня!”; выполняет простые действия по команде, например, помогает собирать игрушки, когда вы говорите: «Пора убирать».
Основные этапы развития языка / Коммуникации
Произносит около 50 слов; произносит два или более слов вместе с одним словом-действием, например: «Собачка бежит»; называет предметы в книге, когда вы указываете на них и спрашиваете: «Что это?»; произносит такие слова, как “я”, “мне“ или ”мы".
Когнитивные этапы (обучение, мышление, решение проблем)
Использует предметы, чтобы притворяться, например, кормит куклу кубиком, как будто это еда; показывает простые навыки решения проблем, например, встаёт на маленький стульчик, чтобы дотянуться до чего-то; выполняет двухэтапные инструкции, например: «Положи игрушку и закрой дверь»; знает хотя бы один цвет, например, указывая на красный карандаш, когда вы спрашиваете: «Какой из них красный?».
Этапы движения / Физического развития
Использует руки, чтобы поворачивать предметы, например, дверные ручки или отвинчивать крышки; снимает с себя какую-нибудь одежду, например, свободные брюки или расстегнутую куртку; отталкивается от земли обеими ногами; переворачивает страницы книги, одну за другой, когда ты читаешь ребенку.
Социальные / Эмоциональные Вехи
Успокаивается в течение 10 минут после того, как вы его оставляете, например, когда отводите ребёнка в детский сад; замечает других детей и присоединяется к ним, чтобы поиграть.
Основные этапы развития языка / Коммуникации
Общается с вами в разговоре, используя как минимум два обмена сообщениями "вопрос-ответ"; задаёт вопросы «кто», «что», «где» или «почему», например: «Где мама/папа?»; отвечает на вопрос, что происходит на картинке или в книге, например, «бежит», «ест» или «играет»; называет имя, когда его спрашивают; говорит достаточно хорошо, чтобы другие могли его понять .
Когнитивные этапы (обучение, мышление, решение проблем)
Рисует круг, когда вы показываете ему, как; избегает прикасаться к горячим предметам, таким как плита, когда вы предупреждаете.
Этапы движения / Физического развития
Соедините вместе предметы, например, крупные бусины или макароны; надевает какую-нибудь одежду самостоятельно, например, свободные брюки или куртку; использует вилку.
Важный этап развития речи приходится именно на ранний возраст ребенка, продолжающийся от нуля до трех лет, однако по ряду причин речь может начать развиваться с отставанием от норм онтогенеза. Поэтому в течение всего периода раннего детства родителям рекомендовано обращать внимание на процесс развития своего ребенка, контролировать основные параметры развития.
- ребенок реагирует вздрагиванием, замиранием или плачем на резкие и громкие звуки
- реагирует на знакомые голоса, улыбается
- малыш, услышав голос, пугается, может заморгать, слегка напрячься или начать двигаться по-другому, заплакать или, если плакал, — замолчать
- поддерживает зрительный контакт с тем, кто с ним разговаривает: смотрит на глаза, рот, проявляет реакцию сосредоточения
- ребенок не проявляет никаких реакций в случае обращения к нему
- при произнесении взрослым звуков, слов, улыбке, малыш не фиксирует свое внимание на лице говорящего, не притормаживает двигательные реакции.
- развитие речи начинается с крика новорожденного, к третьему месяцу жизни крик приобретает разную интонационную окраску
- в 2 месяца начинает гулить
- в 3 месяца гуление становится разнообразным и интенсивным, произносит звуки и звукосочетания протяжно, певуче (а-а, а-га, а-ги, а-гу), в этот период у ребенка можно выделить гласные звуки а,у,э ряд согласных п,б,м,к,г,х
- в 4, 5 месяцев появляются первые слоги «ма», «ба», «па»
- в 6, 7 месяцев повторяет за взрослым слоги и звуки, подражая его интонациям, подолгу лепечет, повторяя одни и те же слоги «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па», появляются согласные «з», «с», «в», «ф»
- отсутствие крика
- крик очень тихий в виде отдельных всхлипываний или вскрикиваний
- отклонение кончика языка в сторону во время крика
- однотипный крик без вариаций в интонациях
- малыш не гулит, либо звуки отличаются однообразием, произносятся редко и тихо
- отсутствие лепета
- отмечается гнусавость голоса (носовой оттенок голоса)
- в 8, 9 месяцев появляются первые осознанные слова: «мама», «папа», «баба», «дай»
- в 10, 11 месяцев формируется собственный язык, понятный только близким, называет отдельными слогами различные предметы (собака – «ав», корова – «му» и др.)
- в 12 месяцев понимает более 20 слов и произносит 5-10 облегченных слов
- отсутствие или слабая речевая активность
- не появились слова
- словарный запас увеличивается до 40-70 слов
- малыш произносит все гласные и часть согласных
- использует простые предложения, например: «дядя би-би», «ляля бах»
- словарный запас менее 40 слов или их отсутствие (речь на уровне лепета)
- не пытается строить предложения
- молчит, а свои просьбы выражает преимущественно жестами
- малыш использует от 150 до 300 слов
- ему доступны все согласные звуки, кроме ш, ж, ч, щ, л, ль, р, рь, звуки с, з, ц могут быть смягченными
- активно пользуется речью, может отвечать на вопросы
- активно изменяет отдельные слова по падежам, лицам и времени
- использует фразы, состоящие из трех слов, среди которых не только существительные и глаголы, но и прилагательные
- словарный запас маленький или речь остается на уровне лепета
- произносит только первый слог от слова
- отсутствие фраз, предложений
- не вступает в диалог, не отвечает на вопросы, не смотрит в глаза
- словарный запас ребенка от 400 до 800 слов
- могут рассказать о прогулке, мультфильме
- в большинстве случаев речь понятна окружающим
- изменяет слова по родам, падежам, лицам и времени
- в речи часто использует прилагательные, наречия, местоимения, предлоги
- предложения строит из 3-4 слов
- фонетические ошибки еще являются нормой (например, свистящие звуки заменяются свистящими)
- ребенок может запомнить и пересказать небольшие стихи и сказки
- ребенок не произносит слова, фразы, предложения
- согласование частей речи отсутствует
- переставляет звуки и слоги даже в простых словах
- отсутствуют предлоги
- фразы состоят из 1-2 слов и в них присутствуют только существительные и глаголы
- речь непонятная, смазанная, во время речи высовывает язык
Система ортопедических подушек
В Центр «Фламинго» продолжает поступать новое оборудование, закупленное на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации для использования в рамках реализации проекта «Радуга возможностей».
Система ортопедических подушек состоит из семи элементов: подушек и валиков разного размера и назначения, которые могут соединяться между собой абсолютно любыми способами. Используется для детей ростом до 100 см. С помощью нее можно удерживать положение тела в правильной позиции, проводить лечебную физкультуру и гимнастику. Подходит для детей с ДЦП и другими двигательными нарушениями. Яркие цвета привлекают внимание ребенка. Проста в использовании. При помощи нее можно легко зафиксировать ребенка. В ней можно заниматься, как со специалистами (психолог, соц. педагог, инструктор ФК и др.), так и самостоятельно, сохраняя физиологическую позу, что очень важно для детей с задержками моторного развития. Система легкая и мобильная, ее можно взять с собой.
В рамках проекта «Радуга возможностей» система будет использоваться в домашней реабилитации.
Фото автора
Онина О.Г.