Важный этап развития речи приходится именно на ранний возраст ребенка, продолжающийся от нуля до трех лет, однако по ряду причин речь может начать развиваться с отставанием от норм онтогенеза. Поэтому в течение всего периода раннего детства родителям рекомендовано обращать внимание на процесс развития своего ребенка, контролировать основные параметры развития.
Доречевой период
Предпосылки понимания речи
Как оценить?
- ребенок реагирует вздрагиванием, замиранием или плачем на резкие и громкие звуки
- реагирует на знакомые голоса, улыбается
- малыш, услышав голос, пугается, может заморгать, слегка напрячься или начать двигаться по-другому, заплакать или, если плакал, — замолчать
- поддерживает зрительный контакт с тем, кто с ним разговаривает: смотрит на глаза, рот, проявляет реакцию сосредоточения
Поводы для беспокойства:
- ребенок не проявляет никаких реакций в случае обращения к нему
- при произнесении взрослым звуков, слов, улыбке, малыш не фиксирует свое внимание на лице говорящего, не притормаживает двигательные реакции.
Собственная доречевая активность
Как оценить?
- развитие речи начинается с крика новорожденного, к третьему месяцу жизни крик приобретает разную интонационную окраску
- в 2 месяца начинает гулить
- в 3 месяца гуление становится разнообразным и интенсивным, произносит звуки и звукосочетания протяжно, певуче (а-а, а-га, а-ги, а-гу), в этот период у ребенка можно выделить гласные звуки а,у,э ряд согласных п,б,м,к,г,х
- в 4, 5 месяцев появляются первые слоги «ма», «ба», «па»
- в 6, 7 месяцев повторяет за взрослым слоги и звуки, подражая его интонациям, подолгу лепечет, повторяя одни и те же слоги «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па», появляются согласные «з», «с», «в», «ф»
Поводы для беспокойства:
- отсутствие крика
- крик очень тихий в виде отдельных всхлипываний или вскрикиваний
- отклонение кончика языка в сторону во время крика
- однотипный крик без вариаций в интонациях
- малыш не гулит, либо звуки отличаются однообразием, произносятся редко и тихо
- отсутствие лепета
- отмечается гнусавость голоса (носовой оттенок голоса)
Собственная речевая активность
до года
Как оценить?
- в 8, 9 месяцев появляются первые осознанные слова: «мама», «папа», «баба», «дай»
- в 10, 11 месяцев формируется собственный язык, понятный только близким, называет отдельными слогами различные предметы (собака – «ав», корова – «му» и др.)
- в 12 месяцев понимает более 20 слов и произносит 5-10 облегченных слов
Поводы для беспокойства:
- отсутствие или слабая речевая активность
- не появились слова
1,5 года
Как оценить?
- словарный запас увеличивается до 40-70 слов
- малыш произносит все гласные и часть согласных
- использует простые предложения, например: «дядя би-би», «ляля бах»
Поводы для беспокойства:
- словарный запас менее 40 слов или их отсутствие (речь на уровне лепета)
- не пытается строить предложения
- молчит, а свои просьбы выражает преимущественно жестами
2 года
Как оценить?
- малыш использует от 150 до 300 слов
- ему доступны все согласные звуки, кроме ш, ж, ч, щ, л, ль, р, рь, звуки с, з, ц могут быть смягченными
- активно пользуется речью, может отвечать на вопросы
- активно изменяет отдельные слова по падежам, лицам и времени
- использует фразы, состоящие из трех слов, среди которых не только существительные и глаголы, но и прилагательные
Поводы для беспокойства:
- словарный запас маленький или речь остается на уровне лепета
- произносит только первый слог от слова
- отсутствие фраз, предложений
- не вступает в диалог, не отвечает на вопросы, не смотрит в глаза
3 года
Как оценить?
- словарный запас ребенка от 400 до 800 слов
- могут рассказать о прогулке, мультфильме
- в большинстве случаев речь понятна окружающим
- изменяет слова по родам, падежам, лицам и времени
- в речи часто использует прилагательные, наречия, местоимения, предлоги
- предложения строит из 3-4 слов
- фонетические ошибки еще являются нормой (например, свистящие звуки заменяются свистящими)
- ребенок может запомнить и пересказать небольшие стихи и сказки
Поводы для беспокойства:
- ребенок не произносит слова, фразы, предложения
- согласование частей речи отсутствует
- переставляет звуки и слоги даже в простых словах
- отсутствуют предлоги
- фразы состоят из 1-2 слов и в них присутствуют только существительные и глаголы
- речь непонятная, смазанная, во время речи высовывает язык