Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.
Откуда берется повышенная тревожность (причины):
- излишняя принципиальность и строгость родителей, зависимость проявлений внимания и любви от того, насколько оправдываются ожидания отца и матери;
- ранняя и болезненная разлука с матерью, которая является причиной излишней чувствительности и зависимости ребенка от эмоционального состояния окружающих людей, что, в свою очередь, формирует у него застенчивость и неуверенность;
- завышенные требования и ожидания по отношению к ребенку, которые часто является причиной его проблем в дальнейшей, взрослой жизни.
Признаки тревожности ребёнка:
- Не может долго работать, не уставая.
- Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
- Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
- Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
- Смущается чаще других
- Часто говорит о напряженных ситуациях.
- Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
- Жалуется, что ему снятся страшные сны.
- Руки у него обычно холодные и влажные.
- У него нередко бывает расстройство стула.
- Сильно потеет, когда волнуется.
- Не обладает хорошим аппетитом.
- Спит беспокойно, засыпает с трудом.
- Пуглив, многое вызывает у него страх.
- Обычно беспокоен, легко расстраивается.
- Часто не может сдержать слезы.
- Плохо переносит ожидание.
- Не любит браться за новое дело.
- Не уверен в себе, в своих силах.
- Боится сталкиваться с трудностями.
Рекомендации для родителей тревожных детей.
- Дорогие родители, следите за тем, чтобы фон общения с ребенком был спокойным и доброжелательным.
- Будьте тактичны с ребенком, уважительно и терпеливо относитесь к его интересам, особенностям, тому, что его беспокоит, занимает его внимание.
- Обратите внимание на обстановку, которая окружает ребенка дома, в детском саду, школе. Благополучная, позитивная эмоционально обстановка, теплая, доверительная психологическая атмосфера способствует снижению тревожности ребенка, снятию психического напряжения.
- Помогите ему поверить в свои силы и возможности. Возможность ребенка почувствовать свои успехи в какой-либо деятельности (трудовой, игровой, музыкальной, изобразительной) поможет ему поверить в свои силы, подтолкнет к проявлению инициативы и самостоятельности. Хвалите за малейшие успехи ребенка и не акцентировать внимание на неудачах в той области деятельности, которая не особо удается ребенку. Поощряйте попытки проявления инициативы, самостоятельности.
- Не сравнивайте своего ребенка ни с кем другим. Можно только сравнить его сегодняшнего с ним вчерашним и отметить его успехи, достижения, старания.
- Стремитесь к повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его даже за незначительные успехи и желательно так, чтобы это слышали окружающие.
- Если у ребенка наблюдаются признаки тревожности, и он не говорит открыто о трудностях, то поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.
- В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто вашего присутствия.
- Учите ребенка взаимодействовать с окружающими, не бояться проявлять инициативу в общении. Покажите на своем примере, как можно с пользой (обмениваясь положительными эмоциями, полезной информацией) обратиться и к совсем посторонним людям (продуктивный и позитивный диалог в магазине, транспорте, на улице). Вы можете давать ребенку доступные для его возраста поручения, требующие контакта с другими людьми: передать деньги продавцу, кондуктору, сказать спасибо при получении товара, спросить цену и так далее. Конечно, сначала в таких ситуациях нужно всегда быть рядом с ребенком, чтобы он чувствовал вашу поддержку и веру в него.
- Научите ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.
- Не предъявляйте к ребенку завышенных или необоснованных требований.
- Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний. Если ребенок ведет себя неправильно, не ругайте его, а доброжелательным тоном попросите рассказать о причинах его поведения и объясните, почему для вас оно неприятно.
- Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям - оговаривайте то, что будет происходить.
- Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
- Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.
Павлова О.А., психолог