Детские страхи являются распространенной проблемой в воспитании ребенка. Про страхи нельзя сказать, что это болезнь. Детские страхи – это эмоциональные реакции детей на ситуацию угрозы (реальную или воображаемую), или на опасный в представлении детей объект, переживаемые ими как дискомфорт, возбуждение, желание убежать или спрятаться. Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку - тем более, поскольку его окружает мир, про который он знает не всё и многие вещи ему просто не понятны. Страхи появляются вместе с познавательной деятельностью, ребёнок растет и начинает познавать окружающий мир.
Дети испытывают разнообразные страхи. Каждый страх или вид страха появляется только в определенном возрасте, то есть у каждого возраста есть специфические страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают.
Первое чувство страха появляется у младенцев около 6-10 месяцев. Дети испытывают страхи отсутствия мамы, чужих людей, громких резких звуков, новой обстановки.
В раннем возрасте 1-3 года чаще всего проявляется страх одиночества, боли (уколов, врачей), темноты. Эти страхи типичны и нормальны для ребенка этого возраста.
От 3 до 5 лет развитие детей сопровождает триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Нереализованная потребность в любви, ласке, нежности и защищенности приводит к появлению страхов сказочных героев: Волка, Бабы-яги, Кощея Бессмертного и т.п.
В возрасте 5–7 лет ведущими страхами являются боязнь смерти, наказания, нападения, темноты, сказочных персонажей, кошмарных снов, животных и др.
В 7-11 лет дети могут бояться школы, коллектива, плохих оценок.
Родителям важно учитывать причины, способствующие появлению страхов.
- Чрезмерная опека. Если родители стараются оберегать ребенка от всех неприятностей, предвосхищать все трудности, беспокоятся за него, то соответственно и ребенок начинает воспринимать мир как непонятный, чужой и грозящий опасностями.
- Внушение страхов со стороны. Их источник (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.
- Окружающая обстановка. Если в семье часто возникают конфликты или чувствуется чрезмерная напряженность и непонимание между членами семьи, то это непосредственно влияет на эмоциональное благополучие ребенка, в том числе на силу и количество возникающих страхов.
- Недостаток общения со взрослыми. Родителей ребенку не заменит ничто:
- ни телевизор, ни компьютер, ни самые лучшие игрушки. Детские страхи очень часто появляются по причине отсутствия эмоционального контакта с мамой и папой. Порой для устранения страхов бывает достаточно уделять ребёнку больше времени, общаться с ним, устраивать совместные семейные прогулки, играть с ребенком, читать ему книги.
- Детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Многие из нас в детстве боялись темноты, где перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища. Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу их забывает и успокаивается, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.
- Конкретный случай (укус собаки, укол, потерялся среди толпы и т.д.).
- Боязнь повторения неприятного случая обычно легко поддается коррекции. Развитие у детей дошкольного возраста фобии зависит и от характера ребенка – в зоне риска малыши с повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе.
- Расстройства психики. Страхи у детей дошкольного возраста могут быть симптомом невроза – расстройства психики, которое требует обязательного лечения. Невроз может проявляться через страхи, не характерные для возраста ребенка, или очень сильные приступы боязни по различным поводам. В тех случаях, когда страх принимает крайние формы (ребенок совершенно не в состоянии его контролировать, эта эмоция неблагоприятно отражается на характере, мешает нормальным отношениям с другими людьми, не позволяет хорошо приспособиться к социальным условиям и т. п.), то лучше проконсультироваться у психолога, а возможно, и у детского психиатра.
Рекомендации по преодолению страхов у детей:
- Обязательно уделяйте ребенку как можно больше своего внимания. У него не должно создаваться ощущение собственной ненужности и заброшенности. Даже занятость на работе или наличие младшего ребенка не может служить для вас оправданием – превозмогайте себя и находите силы.
- Поддержка и тепло родителей, близких, нежный телесный контакт помогут ребенку справиться со своими страхами. Исполнение данной рекомендации особенно важно при действительно тяжелых страхах, как следствие психотравмирующего события. Давайте понять ребенку, что Вы вместе справитесь с проблемой, что МЫ, это действительно МЫ - ты и я!
- Обсуждайте с ребёнком его страхи. Главная ваша задача – понять, что именно беспокоит вашего ребёнка и что явилось причиной страха. Разговор о том, что страшит ребенка, поможет ему осознать, отреагировать свои страхи в доброжелательной атмосфере доверия и родительской поддержки.
- Если у ребенка есть желание поделиться с вами, можно предложить ему слепить свой страх из пластилина или глины, «пообщаться» со страхом, проигрывая его в маленьких сценках, сочинить сказку со счастливым концом и т.п. Игра и рисование позволяют прожить в воображаемой реальности волнующую и пугающую ситуацию, эмоционально отреагировать на нее. Например, придумайте вместе с ребенком историю, в которой главный герой (для мальчика – это мальчик, для девочки – девочка) чего-то боится, но потом преодолевает свой страх. Герою придумайте имя, начинающееся с той же буквы, что имя ребёнка, например, для девочки Кати – Ксюша. Начните сочинять со слов «Жили-были» и попросите ребенка продолжить, затем ваш черед. В конце сказки предложите ребенку сочинить историю про победу над своим страхом.
- Часто страхи появляются у впечатлительных, ранимых, застенчивых,
- неуверенных в себе детей. Уверенность мамы и папы в том, что всё будет хорошо, вселяет уверенность и в ребёнка, а, следовательно, избавляет его от страхов. Для спокойствия ребенка очень важно, чтобы родители и другие лица, имеющие отношение к воспитанию ребенка, выработали единые правила воспитания. Уверяйте ребенка, что он в полной безопасности, тем более, когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам.
- Не относитесь к страхам детей как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за «трусость». Нельзя игнорировать детские страхи, говоря: «Ничего подобного, не может быть страшно!», «Тут нечего бояться, не выдумывай!» — и оставлять ребенка один на один с его страхами.
- Не принижайте значение страха для самого ребенка, не игнорируйте его жалобы. Важно дать почувствовать ребенку, что вы его хорошо понимаете.
- Если ребенок излишне тревожен и легко поддается страхам, снизьте количество запретов в семье, а каждый запрет, предъявляемый ребенку, подробно разъясняйте.
- Обогащайте знания детей о предметах и явлениях природы, по мере развития ребёнка указывать на реальные опасности. Предоставляя любую новую информацию, нужно соблюдать осторожность. Например, рассказывая о правилах дорожного движения, лучше избежать красочного расписывания последствий всевозможных аварий.
- Самая большая ошибка, которую допускают взрослые, — попытка скрыть свои переживания от детей. Дети очень хорошо чувствуют скрытые переживания и неизвестность, как правило, вселяет в них ещё больше страхов и неуверенности.
- Прежде чем пытаться снять страх, необходимо уточнить, нет ли подобного страха у родителей. Если страх передан ребенку родителями или другими людьми, то есть является в некотором роде внушенным, с ним можно работать с помощью рисования.
- Как правило, страхи приходят и уходят с возрастом, не усиливаясь и не задерживаясь, если взрослые, рядом с которыми живет ребенок, уверены в себе, а в семье изо дня в день спокойная и стабильная обстановка. Ребенок, окружённый любовью взрослых, слышащий похвалы в свой адрес и уверенный в том, что получит поддержку в нужный момент, быстро "перерастает" свои страхи.
Павлова О.А., психолог