Фламинго - Механизм формирования родительских установок на разных стадиях развития семьи
Главная

logo2

Решаем вместе
Есть вопрос?

glavn

Отделение организации реабилитационной и методической работы

diag

Отделение медико-социальной реабилитации

  msr

Отделение психолого-педагогической помощи

  заставка ОППП

Отделение социально-трудовой реабилитации

str

Отделение дневного пребывания

titleODP

Отделение стационарного социального обслуживания

stac

Профессиональная стажировочная площадка Фонда

Логотип Фонда в джипег

Отделение по оказанию услуг ранней помощи детям и семьям

 

Main

kazakova

 

 

 


Казакова Л.Ю.,

психолог отделения психолого-педагогической помощи
Центра реабилитации "Фламинго"

В наше время трудно найти человека, который бы не знал утверждения, что мысль материальна, и слово формирует наше сознание и поведение.

Установка – это эмоционально окрашенное слово, сказанное значимыми для нас людьми, поэтому оно вызывает определенную реакцию и формирует стереотипы поведения.

Жизнь каждого человека определяется  установками с самого раннего детства. Мы порой сами не замечаем, как даем установки себе, детям, друзьям и через них формируем  поведение, эмоциональные реакции, а, в целом, стиль жизни.

В социальной психологии Д. Майерс рассматривает  установку  как благоприятную  или неблагоприятную оценочную реакцию

на что-либо или на кого-либо, которая выражается во мнениях, чувствах, поведении. "Установка определяет нашу реакцию" (Д. Майерс "Социальная психология").

В "Кратком психологическом словаре", установка - это готовность действовать определенным образом, что  помогает человеку адаптироваться в окружающем мире.

Функции установки:

  • стабилизация деятельности;
  • освобождение от принятия решения и контроля (стандартизация ситуаций);
  • включение механизма защиты, затрудняющей приспособление к новым ситуациям.

Механизм действия установки:

В идеале поведение определяет установку, а установка определяет поведение. Но в реальности на действие установки оказывают влияние средовые воздействия.

В начале установка является внешней (осознаваемой), потом она интериоризируется, становится внутренней (неосознаваемой) и формирует стереотипное поведение (мотивирует поведение). Образно механизм действия установки можно представить в притче о сеятеле:

Установка - это семена, которые бросает в почву сеятель. Семена могут упасть "при дороге" и птицы (люди, обстоятельства) склюют их или на каменистую почву, в сорняки и они заглушат всходы. Но установки начинают действовать только тогда, когда семена попадут в "добрую" почву. Сеятель не знает, каков будет урожай. Это зависит от многих обстоятельств (погода, почва, поливка и пр.).

"Почва" - это семья, окружение ребенка. Она может быть "добрая" - "благоприятная" обстановка, доверие к ребенку, дружеские отношения, может быть "тернистая", "сорняковая" (асоциальная). От этого зависит, какие установки "прорастут" и закрепятся в поведении ребенка. Приведенная ниже таблица демонстрирует примеры зависимости поведения ребенка от установок  в различных типах внешне благополучных семей.

Типы семей

Установки

Примеры

Поведение ребенка

Внешне "спокойные"

Долженствования, ограничения

 

"Ты должен", "обязан" и т.д.

Астения, зажатость, тоска, депрессия, агрессия, низкая самооценка, тревога, беспомощность

Вулканическая

 

Ребенок как средство решения конфликтов

 

"Не будь как мама или папа", "Посмотри, что сделал твой папа"

 

Эмоциональньие перегрузки, агрессия, неумение себя вести

 

"Санаторий"

 

Ограничение заботой о каком-либо члене семьи, фиксация на здоровье

 

"Не шуми, бабушка спит", "Не будешь слушаться, заболеешь как бабушка" и т.д.

 

Чувствительность, раздражительность, реакции протеста

 

"Крепость"

 

Угроза от внешнего мира

 

"Раньше было спокойно, а сейчас...", "Сейчас опасно везде, а вот в наши дни..." и т.д.

Неуверенность, изоляция, неумение строить отношения

 

"Театр"

 

На игру, эффект, "семейный сценарий"

 

"Жизнь-игра...",

"Какой ты у нас молодец..." и т.д.

Неискренность отношений, брошенность, дети отверженные

Кумир семьи

 

Ребенок - "царь", идеал семьи

 

"Ты самый лучший, сильный и красивый..."

 

Завышенная самооценка, неискренность, несамостоятельность, истеричность

 

"Третий лишний"

Ребенок - помеха счастью

 

"Лучше бы ты не родился...", "От тебя все беды..."

Страх за жизнь родителей, трудности адаптации

 

"Маскарад"

 

Разные у первого и второго родителя

 

"Миром правят деньги", "Миром правит добро"

 

Тревожность, рассеянность, расщепление образа мира

 

 

Стадии развития семьи и установки:

И благополучные, и неблагополучные семьи проходят одни и те же ступени (стадии) развития и формирования установок.

Стадия

Возраст

Установка, поведение

1. Рождение, дошкольное детство

0-6 лет

 

Установки будущего мужа и жены: семейные, родовые, исторические, социальные, на будущее ребенка: пол, статус, внешность и т.д. Безусловное принятие ребенком  родительских установок, установок  значимых взрослых. Поведение ребенка формируется в зависимости от реакций и оценок  взрослых.

 

2. Младший школьник

7-12 лет

 

Долженствования. "Я-хороший ученик". Происходит осознание роли школьника. Кризис 7-летнего возраста. Кризис семьи.  К установкам долженствования, формируемых взрослыми, прибавляются установки детского окружения, чаще всего негативные. Протестное поведение, отстаивание своей позиции.

 

3. Подростковый возраст

13-16 лет

Возникновение   чувства

взрослости, значимости в команде.

Кризис подросткового возраста. Установки близкого окружения. Поведение подростка зависит от установок сверстников и значимой для него социальной группы.

 

4. Юношество, молодая семья, семья без детей

 

17-25 лет

 

Осознание  результатов пройденного этапа жизненного пути.

Конфликт "отцов и детей".

Самоустановки на свое  будущее.

4. Зрелость, становление и развитие семейных отношений

 

от 25 лет

 

Принятие ответственности за семью, осознание роли  родителей, родительские установки на воспитание детей, стереотипные  семейные установки. Поведение членов семьи зависит от повседневных, типовых или родовых сценариев.

5. Семья без взрослых детей

от  55 лет

Кризис пенсионного возраста. Родовые, семейные установки в воспитании внуков.

 

Понаблюдайте за тем, что  и как говорится ребенку в бытовых условиях, какие утверждения чаще всего повторяются взрослыми по отношению к ребенку ("У тебя руки не из того места растут!", "Не ешь много, и так толстая").

После наблюдения постарайтесь изменить негативные установки на позитивные, так называемая "ломка стереотипов".  Установка "Ты - плохой  ребенок" на "Ты сейчас не смог сделать задание, попробуй еще. У многих это сразу не получается".

Придерживайтесь следующих рекомендаций:

  1. Родители должны иметь желание и мотивацию решить данную проблему.
  2. Строить отношения с ребенком на основе дружбы и любви.
  3. Безусловное принятие и безоценочность должны стать нормой в ваших отношениях с ребенком.
  4. Реагировать  на ситуации спокойно, переключиться с эмоционального на рассудочный (логический) способ реагирования.
  5. Говорить  ребенку позитивные слова, как можно больше  хвалить.
  6. Видеть в ребенке хорошее, развивать это в нем.
  7. Из негативного извлекать позитивное.
  8. Уважать право ребенка на собственное мнение.

Таким образом, роль семьи в формировании позитивных родительских установок в поведении детей значительна. От родителей, на разных стадиях развития семьи, зависит характер установок и их активизация. В этом случае лучше действовать по принципу "болезнь легче предотвратить, чем лечить".


 

Родителям

roditelyam

Пункт проката

photo 2023 11 10 09 16 18

СЛУЖБА ДОМАШНЕЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

raduga

Полисенсорный подход в реабилитации

Заставка

Статистика посещений

 
 

 

logo    org gosuslugi   WhatsApp Image 2022 08 22 at 14.15.04      Нац проекты

1

 

 

842f38c9 b469 4dea 886b 3026fadfb449

 mfc        FIN       doverie