психолог отделения психолого-педагогической помощи Центра реабилитации "Фламинго" |
В наше время трудно найти человека, который бы не знал утверждения, что мысль материальна, и слово формирует наше сознание и поведение.
Установка – это эмоционально окрашенное слово, сказанное значимыми для нас людьми, поэтому оно вызывает определенную реакцию и формирует стереотипы поведения.
Жизнь каждого человека определяется установками с самого раннего детства. Мы порой сами не замечаем, как даем установки себе, детям, друзьям и через них формируем поведение, эмоциональные реакции, а, в целом, стиль жизни.
В социальной психологии Д. Майерс рассматривает установку как благоприятную или неблагоприятную оценочную реакцию
на что-либо или на кого-либо, которая выражается во мнениях, чувствах, поведении. "Установка определяет нашу реакцию" (Д. Майерс "Социальная психология").
В "Кратком психологическом словаре", установка - это готовность действовать определенным образом, что помогает человеку адаптироваться в окружающем мире.
Функции установки:
- стабилизация деятельности;
- освобождение от принятия решения и контроля (стандартизация ситуаций);
- включение механизма защиты, затрудняющей приспособление к новым ситуациям.
Механизм действия установки:
В идеале поведение определяет установку, а установка определяет поведение. Но в реальности на действие установки оказывают влияние средовые воздействия.
В начале установка является внешней (осознаваемой), потом она интериоризируется, становится внутренней (неосознаваемой) и формирует стереотипное поведение (мотивирует поведение). Образно механизм действия установки можно представить в притче о сеятеле:
Установка - это семена, которые бросает в почву сеятель. Семена могут упасть "при дороге" и птицы (люди, обстоятельства) склюют их или на каменистую почву, в сорняки и они заглушат всходы. Но установки начинают действовать только тогда, когда семена попадут в "добрую" почву. Сеятель не знает, каков будет урожай. Это зависит от многих обстоятельств (погода, почва, поливка и пр.).
"Почва" - это семья, окружение ребенка. Она может быть "добрая" - "благоприятная" обстановка, доверие к ребенку, дружеские отношения, может быть "тернистая", "сорняковая" (асоциальная). От этого зависит, какие установки "прорастут" и закрепятся в поведении ребенка. Приведенная ниже таблица демонстрирует примеры зависимости поведения ребенка от установок в различных типах внешне благополучных семей.
Типы семей | Установки | Примеры | Поведение ребенка |
Внешне "спокойные" | Долженствования, ограничения
| "Ты должен", "обязан" и т.д. | Астения, зажатость, тоска, депрессия, агрессия, низкая самооценка, тревога, беспомощность |
Вулканическая
| Ребенок как средство решения конфликтов
| "Не будь как мама или папа", "Посмотри, что сделал твой папа"
| Эмоциональньие перегрузки, агрессия, неумение себя вести
|
"Санаторий"
| Ограничение заботой о каком-либо члене семьи, фиксация на здоровье
| "Не шуми, бабушка спит", "Не будешь слушаться, заболеешь как бабушка" и т.д.
| Чувствительность, раздражительность, реакции протеста
|
"Крепость"
| Угроза от внешнего мира
| "Раньше было спокойно, а сейчас...", "Сейчас опасно везде, а вот в наши дни..." и т.д. | Неуверенность, изоляция, неумение строить отношения
|
"Театр"
| На игру, эффект, "семейный сценарий"
| "Жизнь-игра...", "Какой ты у нас молодец..." и т.д. | Неискренность отношений, брошенность, дети отверженные |
Кумир семьи
| Ребенок - "царь", идеал семьи
| "Ты самый лучший, сильный и красивый..."
| Завышенная самооценка, неискренность, несамостоятельность, истеричность
|
"Третий лишний" | Ребенок - помеха счастью
| "Лучше бы ты не родился...", "От тебя все беды..." | Страх за жизнь родителей, трудности адаптации
|
"Маскарад"
| Разные у первого и второго родителя
| "Миром правят деньги", "Миром правит добро"
| Тревожность, рассеянность, расщепление образа мира
|
Стадии развития семьи и установки:
И благополучные, и неблагополучные семьи проходят одни и те же ступени (стадии) развития и формирования установок.
Стадия | Возраст | Установка, поведение |
1. Рождение, дошкольное детство | 0-6 лет
| Установки будущего мужа и жены: семейные, родовые, исторические, социальные, на будущее ребенка: пол, статус, внешность и т.д. Безусловное принятие ребенком родительских установок, установок значимых взрослых. Поведение ребенка формируется в зависимости от реакций и оценок взрослых.
|
2. Младший школьник | 7-12 лет
| Долженствования. "Я-хороший ученик". Происходит осознание роли школьника. Кризис 7-летнего возраста. Кризис семьи. К установкам долженствования, формируемых взрослыми, прибавляются установки детского окружения, чаще всего негативные. Протестное поведение, отстаивание своей позиции.
|
3. Подростковый возраст | 13-16 лет | Возникновение чувства взрослости, значимости в команде. Кризис подросткового возраста. Установки близкого окружения. Поведение подростка зависит от установок сверстников и значимой для него социальной группы.
|
4. Юношество, молодая семья, семья без детей
| 17-25 лет
| Осознание результатов пройденного этапа жизненного пути. Конфликт "отцов и детей". Самоустановки на свое будущее. |
4. Зрелость, становление и развитие семейных отношений
| от 25 лет
| Принятие ответственности за семью, осознание роли родителей, родительские установки на воспитание детей, стереотипные семейные установки. Поведение членов семьи зависит от повседневных, типовых или родовых сценариев. |
5. Семья без взрослых детей | от 55 лет | Кризис пенсионного возраста. Родовые, семейные установки в воспитании внуков.
|
Понаблюдайте за тем, что и как говорится ребенку в бытовых условиях, какие утверждения чаще всего повторяются взрослыми по отношению к ребенку ("У тебя руки не из того места растут!", "Не ешь много, и так толстая").
После наблюдения постарайтесь изменить негативные установки на позитивные, так называемая "ломка стереотипов". Установка "Ты - плохой ребенок" на "Ты сейчас не смог сделать задание, попробуй еще. У многих это сразу не получается".
Придерживайтесь следующих рекомендаций:
- Родители должны иметь желание и мотивацию решить данную проблему.
- Строить отношения с ребенком на основе дружбы и любви.
- Безусловное принятие и безоценочность должны стать нормой в ваших отношениях с ребенком.
- Реагировать на ситуации спокойно, переключиться с эмоционального на рассудочный (логический) способ реагирования.
- Говорить ребенку позитивные слова, как можно больше хвалить.
- Видеть в ребенке хорошее, развивать это в нем.
- Из негативного извлекать позитивное.
- Уважать право ребенка на собственное мнение.
Таким образом, роль семьи в формировании позитивных родительских установок в поведении детей значительна. От родителей, на разных стадиях развития семьи, зависит характер установок и их активизация. В этом случае лучше действовать по принципу "болезнь легче предотвратить, чем лечить".