Фламинго - Как уберечь ребенка от насилия
Главная

logo2

Решаем вместе
Есть вопрос?

glavn

Отделение организации реабилитационной и методической работы

diag

Отделение медико-социальной реабилитации

  msr

Отделение психолого-педагогической помощи

  заставка ОППП

Отделение социально-трудовой реабилитации

str

Отделение дневного пребывания

titleODP

Отделение стационарного социального обслуживания

stac

Профессиональная стажировочная площадка Фонда

Логотип Фонда в джипег

Отделение по оказанию услуг ранней помощи детям и семьям

 

Main

Чем больше свидетелей у чужого несчастья, тем
меньше шансов у жертвы получить помощь. Б. Лабейн.

Как уберечь ребенка от насилия

Как помочь ребенку, чтобы он не стал жертвой насилия, а почувствовал себя защищенным, сильным и свободным?

В первую очередь родители должны побеседовать со своими детьми. Хорошо, если они начнут разговаривать с детьми о насилии с раннего возраста и продолжать обсуждение этой темы по мере взросления детей.

Многие родители боятся этой темы. Мамы и папы беспокоятся о том, что вместо того, чтобы помочь детям  справиться с насилием, они напугают их, лишат наивности и доверия, то есть навредят им.

Хотя этот страх можно понять, это совсем не значит, что он обоснован. Существует множество способов, с помощью которых родители могут говорить со своими детьми, даже с малышами, чтобы они почувствовали себя защищенными и более уверенными в себе, вместо того, чтобы напугать их и лишить доверия.

Когда и где? Важно найти подходящее место и время. Чтобы поговорить с детьми о насилии и о том, как его предупредить. Говорить с детьми о насилии лучше не в тот момент, когда по телевизору идут страшные кадры. Говорить о предупреждении насилия можно, используя ситуации, в которых мы оказываемся ежедневно. Учителя называют такие ситуации «подходящими моментами». Для обсуждения темы насилия можно использовать детские телевизионные программы. Когда в программе показывают пострадавшего ребенка, родители могут во время рекламной паузы обсудить с детьми увиденное. Обратите внимание своего ребенка на то, что бить детей нельзя, что дети имеют право быть защищенными и что взрослые или другие люди не имеют права обижать их. Это – первый урок, который должны усвоить дети.

По мере взросления дети начинают выходить из дома без сопровождения взрослых, и в этой ситуации нужно усилить навыки безопасности, пересмотреть стратегии предотвращения насилия.

Как найти подходящие слова? Родителей может также беспокоить, что им приходится использовать серьезные и пугающие выражения при обсуждении навыков безопасности. Попробуйте следующую тактику: вместо слов «изнасилование», «сексуальное насилие» использовать слова «безопасное и небезопасное прикосновение», причем они охватывают не одно, а несколько насильственных действий.

Прежде чем начать беседу с детьми, родители должны договориться между собой о том, какие слова использовать в разговоре. Согласованность поможет избежать недоразумений. Родители должны без всякого стеснения называть анатомические части тела. Многие дети, испытавшие насилие, не рассказывали своим родителям об этом потому, что они не знали, какими словами выразить то, что произошло с ними.

Родители могут рассказать о навыках безопасности, необходимых для того, чтобы избежать насилия, точно так же, как они рассказывают о мерах безопасности при переходе улицы. Вам нужно выработать следующую тактику: меньше рассказывайте страшных историй, больше внимания уделяйте советам, как этого избежать. Помните о том, что вам надо сделать упор на навыках, которым вы обучаете ребенка, а не на опасности, подстерегающей его.

Полученные знания надо закрепить, иначе ребенок и не вспомнит о них в экстремальной ситуации. Повторите навыки безопасности перед тем, как ваш ребенок будет выходить из дома самостоятельно. Дети усваивают и хранят информацию по-разному, в зависимости от возраста и стадии развития. Родителям нужно постоянно говорить детям о предупреждении насилия, пока они растят ребенка.

 

Навыки по предупреждению насилия

Чтобы ваш ребенок не стал жертвой насильника или грабителя в лифте, воспользуйтесь следующими советами.

 

 

  • Если ваш ребенок еще недостаточно самостоятелен, чтобы ездить одному в лифте, провожайте его сами или просите пользоваться лестницей.
  • Ни в коем случае не разрешайте ребенку ездить в лифте с посторонними, даже если это ваши соседи. (Бывают, что преступником становится тот, с кем вы по утрам здороваетесь на площадке.)
  • Если кабина лифта подошла, но у лифта стоят незнакомые люди, ребенок должен отказаться от поездки под предлогом, что он что-то забыл дома или оставил на улице.
  • Если ребенок уже ехал в лифте, когда в него вошел посторонний, - он должен выйти из кабины.
  • Если у ребенка не было возможности выйти из лифта, он должен стать лицом к вошедшему, заняв место рядом с дверью.
  • Если незнакомец начинает приставать, снимать одежду, ребенок не должен ему угрожать рассказать все родителям или милиции, нельзя плакать, нужно оставаться спокойным и постараться втянуть насильника в разговор.
  • Если насильник прижимает ребенка к себе, он должен постараться укусить насильника за нос или губу.
  • Если незнакомец расстегнул брюки, нужно взять в руку его половые органы, сильно дернуть их вниз или повернуть, нажать на кнопку ближнего этажа и выбежать из лифта.
  • Если с собой оказалась аэрозоль, следует направить струю в лицо насильнику, ударить коленом в пах и нажать на кнопку ближнего этажа.

Эти советы взяты не с потолка, они основаны на реальных событиях, когда жертва спаслась именно таким образом.

Приведите детям такие примеры. Двенадцатилетнею девочку мама всегда учила, что, если к ней будут приставать дядя, у которого расстегнута ширинка, девочка может сильно дернуть за то, что будет выглядывать из штанов. Однажды девочка возвращалась с тренировки, села в лифт с мужчиной -  соседом, который, казалось бы, не представлял опасности. И вдруг мужчина нажимает на кнопку верхнего этажа, срывает с девочки нижнюю часть одежды и расстегивает свои брюки. Она вовремя вспомнила советы мамы и поступила, как она учила. Прибежав, домой, она рассказала родителям о происшествии в лифте…

Другой пример трагичен: девочка ехала в лифте с соседом и, когда тот начал срывать с нее одежду, пригрозила рассказать все родителям. Мужчина, боясь наказания, задушил ребенка.

 

Предупреждение насилия на улице

Родители всегда особенно боятся проблемы «ребенок и улица». Чтобы не опасаться за ребенка, родители должны подготовить его к любой нестандартной ситуации.

 

  • Критически осмотрите одежду ребенка: нет ли в его туалетах мелочей, привлекающих внимание преступников (дорогие, не по возрасту, серьги, золотая цепочка, мобильный телефон). Не стоит вешать ребенку на шею или закреплять на ленточке на поясе брюк ключи от квартиры.
  • Постоянно проверяйте ребенка: знает ли он своей домашний адрес, телефон, имена родителей. В случае, если ребенка попытаются увести или насильно усадить в машину, он должен кричать примерно следующее: «Меня зовут…мой домашний телефон… моих родителей зовут… позвоните моим родителям» Текст должен быть максимально кратким и не содержат лишней информации. Ребенок должен помнить его всегда.
  • Внушите ребенку, что, если ему что-то угрожает, он должен визжать, кричать, врать, драться. Прочь условности! Важна лишь безопасность. Чтобы прибегнуть к крику в опасной ситуации, как взрослые, так и дети должны отрепетировать этот крик. Для этого нужно спуститься в подвал или плотно закрыть двери, чтобы никого не напугать. Когда вы учите кричать детей младшего возраста, начинайте делать это негромко, постепенно усиливая крик. Маленьких детей громкий крик может испугать.
  • Если ребенок еще недостаточно взрослый, вы можете наблюдать за ним из окна, если позволяют условия. Но в этом случае не теряйте ребенка из виду, даже если у вас есть неотложные дела. Ребенок должен все время находиться в поле вашего зрения. Но можно сделать проще: вы договариваетесь со своими соседями, у которых тоже есть дети, и устанавливаете поочередное дежурство во время их прогулок. Заметив незнакомца возле вашего ребенка, тут же позовите свое чадо домой или гуляйте вместе с ним.

Все эти правила для родителей, а что же должен делать сам ребенок, чтобы не попасть в  неприятную ситуацию?

  • Выходя из квартиры, помни о своей безопасности: посмотри в глазок и, если на площадке посторонние, попроси соседей проводить тебя на улицу или дождись, когда посторонние уйдут. Выйдя из квартиры, осмотрись, запри дверь, спрячь ключи и не оставляй их под ковриком или над дверью.
  • Если ты уходишь из дома в отсутствие родителей, то оставь записку, в которой сообщи, куда ты идешь, с кем и когда будешь дома. Не зависимо от обстоятельств, в обозначенное время ты должен прийти домой или позвонить.
  • Не выбегай из подъезда, лучше спокойно открой дверь. Во-первых, выбегая, ты можешь наскочить на встречного, у которого могут быть в руках любые острые предметы, хотя бы лыжные палки, которые он выставил вперед. Во-вторых, рядом с подъездом может разворачиваться машина, и ты попадешь под ее колеса.
  • Не соглашайся на приглашения незнакомого мужчины (или женщины) пойти с ним в подвал или на чердак, сесть с ним в машину.
  • Твое тело принадлежит только тебе, никто, кроме родителей и врача, не имеет права прикасаться к нему без разрешения. При плохих, смущающих и тайных прикосновениях ты должен громко сказать «нет», глядя взрослому прямо в глаза, убежать и рассказать обо всем близкому человеку. Нельзя хранить «нехорошие» тайны. Определите безопасные и небезопасные секреты. Подготовка к празднованию дня рождения или другого тождества, которые держаться в тайне, или спрятанный подарок – это безопасные секреты, они не заставляют ребенка испытывать чувство страха. Такие секреты, в конечном итоге, поверяются кому-нибудь. Небезопасные секреты часто заставляют детей испытывать страх или стеснение. Небезопасным секретом всегда нужно поделиться со взрослым, который поможет тебе.
  • Убегать от опасности. Беги в школу, к соседям, в магазин или домой. Беги в безопасное ближайшее место. (Родители должны помочь детям определить все безопасные места по маршруту, которым пользуется ребенок каждый день.)
  • Помни имена «безопасных» взрослых. Безопасные взрослые – это люди, которые выслушивают тебя, поверят и помогут. Помни, что тебе, кроме матери и отца, могут помочь учителя, бабушка, дедушка, друзья, соседи.
  • Научись говорить взрослым «нет». Многие дети считают, что взрослым нельзя отказывать и что нужно говорить «нет» любому взрослому, который их пугает своими просьбами или требованиями.
  • «Всякий раз, когда у тебя возникают проблемы, неважно, пугают ли они тебя, или заставляют стыдиться, я выслушаю тебя, поверю тебе и помогу». Это, наверное, одно из самых важных откровений, поскольку дети часто думают, что им никто не поверит. Они также считают, что навредят себе или тому человеку, который их обижает. Родители должны разъяснить своим детям, что хотят защитить их от зла.
  • Ты должен знать о нормальных и плохих прикосновениях.

Современные исследования показывают, что в случаях насилия подавляющее большинство детей, около 85 %, подвергалось насилию со стороны тех взрослых, которых они знали и которым доверяли. Часто этими взрослыми являются члены семьи, соседи, руководители молодежных групп или спортивных секций и т.д.

Все взрослые хотят, чтобы их дети выросли, чувствуя себя защищенными, сильными и свободными. Быть родителем – трудная задача, этому нужно учиться. Общение – это самый важный союзник родителей, который поможет им вырастить здорового ребенка. Умение выслушать ребенка, поговорить с ним начистоту – вот из чего надо исходить, чтобы выработать у ребенка навыки, которые помогут ему избежать насилия.

Источник - Деректеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 кл.-М.:ВАКО, 2006.



34 Наверх

Родителям

roditelyam

Пункт проката

photo 2023 11 10 09 16 18

СЛУЖБА ДОМАШНЕЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

raduga

Полисенсорный подход в реабилитации

Заставка

Статистика посещений

 
 

 

logo    org gosuslugi   WhatsApp Image 2022 08 22 at 14.15.04      Нац проекты

1

 

 

842f38c9 b469 4dea 886b 3026fadfb449

 mfc        FIN       doverie