Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Особая роль в духовно — нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детских учреждениях. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка.
Как отмечал Л. Выготский, музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становиться более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы.
Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее, духовно– нравственное развитие. Маленькие дети имеют ограниченные представления о чувствах и переживаниях человека, проявляющихся в реальной жизни.
На музыкальных занятиях в нашем центре я заметила, что дети дошкольного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте– лирические, спокойные песни. Это означает, что у детей необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему.
Взаимодействие с родителями, приобщение их к процессу музыкального воспитания детей - важная составляющая работы педагога.
Так как музыка начинается в семье, хочется обратиться к родителям: «Дорогие мамы и папы! Помогите детям полюбить музыку, и в ваш дом войдет верный друг, который сделает вашу жизнь и жизнь вашего ребенка яркой и интересной. Поспрашивайте, чем занимался ваш ребенок на музыкальном занятии, что интересного он узнал? Какие песни он любит и поет? Какую музыку он слушал, и понравилась ли она ему?
В душе каждого ребенка есть искорка любви к прекрасному - от этого во многом зависит, разгорится она ярким пламенем, освещая и согревая жизнь растущего человека, или погаснет. Постарайтесь создать дома фонотеку записей классической, народной, современной детской музыки, приобретайте музыкальные игрушки «погремушки, гармошки, дудки и др.», и пусть ребенок их использует самостоятельно.
Поощряйте любое проявление песенного и танцевального творчества малыша, пойте и танцуйте вместе с ним. А если вы владеете игрой на каком-либо музыкальном инструменте, как можно чаще музицируйте, аккомпанируйте своему малышу, когда он поет или танцует, ищите музыку везде, дома, в лесу, на берегу реки и моря, в городе.
Посещайте со своим ребенком музыкальные спектакли, концерты, мюзиклы. Ни в коем случае не приклеивайте вашему ребенку ярлык «не музыкален» - постарайтесь сделать все для того, чтобы эту музыкальность у ребенка развить. Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней».
На музыкальных занятиях в нашем центре основной задачей является не только развить у детей чувство ритма, музыкального слуха, физическую двигательную активность, но и влюбить детей в музыку, развить эмоциональную отзывчивость на нее.
Музыкальное развитие способствует целостному формированию личности ребенка не только в духовно-нравственном, культурно-эстетическом плане, но и содействует более устойчивому становлению центральной нервной системы, мышечного аппарата, облегчает процесс социализации, развивает художественное мышление, чувство прекрасного.
Татьяна Кардаш,
воспитатель отделения
дневного пребывания