Упражнения пальчиковой гимнастики рекомендуется проводить регулярно, в зависимости от состояния моторики ребенка. Если ребенок сам не способен делать эти упражнения самостоятельно, то родителям рекомендуется брать руку ребенка и делать упражнения его рукой.
- Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца («пальчики здороваются»). То же самое левой рукой, обеими руками.
- Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой – по очереди «здороваются»: большой палец с большим, указательный с указательным и т.д.
- Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им («оса»). То же самое пальцем левой руки.

- Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по воде («человечек»). То же самое другой рукой, обеими руками («дети бегают наперегонки»).
- Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, другие пальцы зажать большим пальцем («коза»). То же другой рукой.
- Образовать два кружка большими указательными пальцами обеих рук и соединить их («очки»).

- Поднять руки ладонями к себе, широко расставить пальцы («деревья»).
- Поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца. То же левой рукой. Затем так же сгибать пальцы, начиная с мизинца.
- Сжать пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямить их. То же левой рукой.

- Согнуть обе руки в кулаки, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить друг к другу, подвигать ими («двое разговаривают»).
- Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу («гнездо», «миска»).
- Соединить под углом кончики пальцев обеих рук («крыша», «дом»).
- Держа пальцы вверх, соединить кончики средних и безымянных пальцев обеих рук. Другие пальцы поднять вверх или вытянуть горизонтально внутрь («мост», «ворота»).
- Руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу. Затем слегка раздвинуть их и округлить («часы», «бутон»).

- Вытянуть указательный палец правой руки, остальные пальцы «бегут» по воде («бежит собака, лошадь»).
- Опустить правую руку в воду, поднять указательный и средний пальцы, расставить их, пошевелить («улитка с усиками»).
- Правая рука как в предыдущем упражнении, а левую положить сверху («раковина улитки»).
- Средний и безымянный пальцы правой руки согнуты и прижаты к ладони большим пальцем, указательный палец и мизинец слегка согнуты, рука поднята вверх («кошка»).
- Концы пальцев направить вперед, прижать ладони друг к другу, слегка приоткрыть («лодочка»).
Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Дети очень любят играть в теневые игры. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Предлагаем несколько пальчиковых игр.
| Домик «Дом стоит с трубой и крышей,
| Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон). |
| Очки «Бабушка очки надела
| Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам. |
| Флажок «Я в руке - флажок держу
| Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе. |
| Лодка «Лодочка плывет по речке,
| Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик). |
| Пароход «Пароход плывет по речке,
| Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх. |
| Стул «Ножки, спинка и сиденье —
| Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять |
| Стол «У стола четыре ножки,
| Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз. |
Наиболее простые приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук оказываются наиболее эффективными:
- Катать шарики из пластилина. Пока ребёнок не будет до конца выполнять это упражнение, к следующему не переходить.
- Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше).
- Перебирать крупные деревянные бусы, чётки, фасоль, горох.
- Собирать, складывать пирамидки.
- Застёгивать пуговицы.
- Завязывать, развязывать узлы.
- Пальчиковые игры типа “Здравствуй, пальчик”, “Кто приехал?” и др.
Развитию мелкой моторики рук способствуют также упражнения в воде для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов и игрушек:
- произвольно отпустить игрушку из руки в воду (по инструкции: «Дай»);
- вынуть - вложить игрушку самостоятельно или с помощью взрослого;покатать машину, мяч, кораблик по воде;
- собрать из воды мелкие предметы двумя пальцами, варьируя вес, форму и величину предметов;
- брать крупные предметы, различные по весу, материалу, форме игрушки всей кистью;
- брать предметы сразу двумя руками (меняют фактуру, объем, вес этих предметов).
































