Дети-инвалиды нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, оптимизацию родительско-детского взаимодействия, создание развивающей среды.
Оптимальной ситуацией для полноценного развития ребенка является его пребывание в семье при условии, что родители активно включаются в реабилитационный процесс, организуемый специалистами.
Проект социальной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, «Новые возможности» направлен на создание комплекса служб и состоит из нескольких этапов.
На первом этапе с членами семьи ребенка-инвалида беседует специалист по социальной работе, курирующий данную семью, проводит анкетирование. В процессе беседы и анкетирования выясняются бытовые и жилищные условия, состав семьи, материальное положение. Помимо этого выясняются возможности (потенциал) семьи по домашней реабилитации (кто будет заниматься, сколько времени может отводить на занятия и т.д.), учитываются пожелания и предложения членов семьи.
На следующих этапах семье ребенка-инвалида предлагается помощь волонтеров дома. Многие дети в силу своих физических и психических ограничений не посещают образовательные учреждения, нуждаются в помощи.Кому-то из них нужны наставничество и поддержка, кому-то — помощь в учебе, а кто-то просто ждет доброго отношения.
Семья с ребенком-инвалидом приглашается в Центр реабилитации, где проводится консультативно-диагностический прием. Обследование ребенка и семьи для более полной ориентировки специалиста в проблемах ребенка, его сильных и слабых сторонах; понимания особенностей общения родителей и малыша, родительской позиции.
Так начинается работа по психологическому сопровождению семьи. Основными видами работы с ребенком и семьей являются индивидуальные игровые сеансы, консультация, тренинг и др.
Для этого в рамках реализации гранта мы организовали лекотеку. Основная цель деятельности лекотеки - оказание психолого - педагогической помощи родителям в наиболее полном раскрытии и использовании потенциала развития ребенка.
Библиотеку игрушек (лекотеку) удалось открыть благодаря гранту, выигранному в конкурсе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г.Москва). Большая часть полученных средств гранта была направлена на открытие кабинета лекотеки. В специально отведенное помещение закуплено большое количество игрушек, развивающих настольных игр, специальных пособий для детей, а также огртехника, компьютерная программа для психологов и логопедов «Комфорт Лого». В новом кабинете специалисты будут проводить занятия не только с детьми – для каждого воспитанника Центра индивидуально подобраны игры и игрушки, дидактические пособия, способствующие его оптимальному развитию, - но и с родителями. Мам и пап планируется обучать технологиям специфического взаимодействия с ребенком в повседневной жизни, консультировать, как правильно развивать его способности и закреплять навыки, какие игровые материалы для этого использовать. В практике лекотеки – также проведение совместных, семейных занятий.
В нашей лекотеке предусмотрены три зоны. Игровая зона. Условно для детей от 0 до 3 лет. Здесь сосредоточены игрушки для адаптации и расположения ребенка, манипуляции, рассматривания, игрушки для развития сенсомоторики и двигательных навыков.
Зона обучения и развития, возраст от 4 до 7 лет. Кроме развития познавательных возможностей и социального ориентирования. Она предусматривает также музыкальное развитие, сказкотерапию. А также более сложные двигательные и сюжетные игры.
В зона для родителей. Здесь проводятся консультации родителей, просмотр развивающих программ и видео.
Новая технологическая особенность функционирования лекотеки в нашем центре это возможность делать запись занятия. Для этой цели прекрасно подошла веб-камера. Запись занятия важна для последующего анализа самим специалистом, с целью обсуждения и супервизии с другими специалистами. А также для родителей, чтобы они дома видели образец работы с ребенком и использовали аналогичные приемы и методы.
Ожидаемый итог работы: подбор игрушек и игровых техник для развития личности детей и формирования необходимых умений и навыков. Рекомендации родителям на создание условий для полноценной жизни ребенка-инвалида в семейной среде.
Бережная С.П., заведующая отделением психолого-педагогической помощи центра "Фламинго"