Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, совершенно особая категория людей. Героически преодолевая жизненные трудности, эти люди заслуживают наше уважение и признание.
Стараясь помочь родителям детей-инвалидов, специалисты отделения психолого-педагогической помощи оказывают психологическую помощь родителям с целью смягчить первый удар и принять сложившуюся ситуацию такой, какая она есть, с ориентацией родителей на активную помощь малышу. Для оказания эффективной психологической помощи необходима объективная психодиагностическая информация, затрагивающая как анализ состояния самого ребенка, так и сферы детско-родительских отношений. С этой целью введен в работу психологов блок "Диагностика детско-родительских отношений", предназначенный для компьютерной обработки психологических тестов, используемых в решении проблем внутрисемейных взаимоотношений, и статистической обработки результатов.
Детско-родительские отношения это система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям и наоборот. Семейная среда оказывает огромное влияние на все стороны жизни ребенка, на его психоэмоциональное состояние и особенности развития личности.
Особое значение в психологическом консультировании семей, воспитывающих ребенка-инвалида, имеет выбор методов получения информации о конкретной семье, так как от точности и полноты информации зависит выявление сложностей, выбор направления коррекционной работы и ее эффективность.
Опросник для родителей "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) Опросник АСВ позволяет диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений.
Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Чаще - низкая педагогическая культура родителей. Во втором случае нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.
Какие нарушения вызывают подобные отношения родителей? Повышенную опеку или, наоборот, пренебрежение интересами ребенка, эмоциональное отвержение и жестокое обращение. Возможен и противоречивый тип воспитания.
"Измерение родительских установок и реакций" предназначена для изучения отношений родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности семейной жизни. Психологическая помощь направляется на разрешение семейного конфликта и улучшение отношений в семье.
Диагностика родительской тревожности и Экспресс-диагностика семейного состояния позволяет выявить наличие и уровень выраженности таких отклонений в семейных отношениях, как чувство вины, тревоги, нервно-психического напряжения в родительско-детских отношениях.
Тест "Подростки о родителях" предназначен для диагностики родительско-детских отношений глазами подростка, а также отношений родителей в случае семейных конфликтов. В последнем случае особое отношение приобретает разница между отношениями с отцом и матерью.
Опросник "Сенсорные предпочтения" предназначен для определения индивидуальных особенностей личности.
Введение компьютерных психодиагностических программ дает специалистам ряд преимуществ:
- Экономия времени: полная автоматизация всех этапов индивидуальной диагностики.
- Помощь в составлении психологического заключения:
- Режим краткого обзора результатов в виде таблиц и графиков.
- Режим подробной текстовой интерпретации. - Возможность проведения группового тестирования.
- Выведение на печать стимульного материала и ответных бланков с инструкцией по каждому тесту.
- Режим удобного ввода результатов с бланка для дальнейшей компьютерной обработки и анализа.
Развитие ребенка-инвалида в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. Родители детей-инвалидов должны поверить в свои силы и активно совместно решать насущные проблемы своих детей и своей семьи.
По итогам диагностики проводится психотерапия с использованием возможностей сенсорной комнаты.
В отделении психолого-педагогической помощи появилась новая услуга "Диагностика готовности к школьному обучению и адаптация первоклассников".
Цель: обеспечение контроля за психолого-социальным сопровождением подготовки ребенка к школе и адаптации в ней.
Блок содержит 2 подблока:
- Диагностика уровня развития познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, произвольного внимания, речи).
- Тесты для определения эмоционального состояния детей в связи с обучением в школе, отношения к процессу обучения и навыкам общения, способности понимать и выполнять произвольные задания по определенным правилам.
Программа компьютерной обработки психологических тестов "Готовность к школьному обучению и адаптация первоклассников" позволяет:
- Оценить эффективность процесса подготовки к школе.
- Предсказать успешность адаптации к школьному обучению первоклассников.
- Повысить эффективность психолого-социального сопровождения младших школьников.
Данная услуга предоставляется детям 6-7 лет с целью оценить уровень развития познавательных процессов и на основе результатов направлять внимание родителей на дальнейшую подготовку ребенка к школе. У 7-8 летних детей оценивается процесс адаптации в школе.