Подростки - люди не простые, чем-то заинтересовать их не так легко. Но на что они всегда откликаются охотно, так это на возможность узнать что-то новое о себе, своем характере, поговорить о своих проблемах. Психологи знают, что пробуждение интереса к своему внутреннему миру связано с формированием самосознания, самооценки. Опираясь на психологические особенности этого возраста, можно пробовать формировать ответственное отношение их к своим поступкам, волевые и коммуникативные качества.
Особой категорией являются дети 11-16 лет, в этом возрасте важно помочь детям осознать себя в этом мире, свои возможности, способности, резервы личности, что, в конечном итоге, поможет им адаптироваться в жизни.
Подростковый возраст отличается особой нестабильностью поведения, неустойчивостью эмоциональных реакций, потребностью в одобрении окружающими личностных качеств и признании своей значимости. Подобная специфика, несомненно, ведет к дезадаптации подростков, к возникновению кризисных ситуаций в их жизни, которые мешают личности гармонично развиваться.
Психологически этот возраст крайне противоречив, характеризуется повышенной возбудимостью, импульсивностью, эмоциональностью, частой сменой настроения, низким самоконтролем. Начало подросткового возраста связано со снижением показателей интеллектуальной активности.
Одним из важных моментов в развитии личности подростка является развитие самосознания и самооценки; у подростка возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разобраться в своих чувствах.
Примерно с 12 лет у подростков возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания. Наряду с общим положительным отношением к себе (принятием себя) появляется так же ситуативное отрицательное отношение, обнаруживающее зависимость от оценок окружающих, прежде всего сверстников. Они значительно чаще, чем младшие дети, думают, что родители, учителя и сверстники плохого о них мнения. Именно в переходном возрасте у детей резко возрастает потребность в социальном признании и самоутверждении. Растет влияние сверстников и одновременно автономия подростка от семьи. Происходит рост духа независимости, который делает отношения подростка в семье напряженными.
Основные задачи психокоррекционной работы с подростками в отделении психолого-педагогической помощи центра «Фламинго»:
•Преодоление психоэмоционального напряжения.
•Снижение тревожности, позитивныый настрой.
•Улучшение настроения, достижение состояния релаксации.
•Развитие способности к волевому регулированию.
•Повышение уверенности в себе, развитие умения говорить о себе.
•Самораскрытие, самопознание, создание условий для самоанализа и осознания участниками своих сильных сторон.
•Снижение деструктивной конфликтности (обучение конструктивным стратегиям поведения в конфликте, способам анализа конфликтных ситуаций).
•Развитие у них умения адекватно выражать свои эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей.
•Стабилизация эмоционального состояния, оптимизация уровня тревожности и агрессии;
•Формирование коммуникативных умений.
Эти задачи решаются психологами реабилитационного центра «Фламинго» при помощи следующих методов: рациональная терапия, арттерапия, релаксация, психотренинг.
Опираясь на свой опыт и опыт работы других психологов, а также исходя из анализа запросов учащихся 13-17 лет, специалисты нашего Центра составили программы работы с группами подростков. С ними проводятся тренинги: «Развитие коммуникативных навыков» и «Тренинг личностного роста», способствующие гармонизации эмоциональной сферы, активизации самоанализа, развитии навыков конструктивного взаимодействия, повышения самооценки и уверенности в себе.
Задача психологов центра «Фламинго» помочь подросткам научиться распознавать эмоции других людей и свои собственные, а также выражать свои эмоции социально приемлемым способом.
Светлана БЕРЕЖНАЯ, зав. отделением ППП МБУ РЦ «Фламинго»,
фото автора