На днях в Центре реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Фламинго» состоялся городской психологический семинар-тренинг на тему: «Родительские установки и их влияние на формирование поведения детей».
В работе семинара приняли участие более 30 человек. Это: психологи, педагоги, воспитатели учреждений социальной защиты, специалисты, работающие с различными категориями детей и подростков.
Тема семинара вызвала у собравшихся неподдельный интерес, так как проблема воспитания и развития детей всегда актуальна как у специалистов, так и у родителей.
Любые родители мечтают видеть детей здоровыми, счастливыми, успешными. Однако необдуманные высказывания взрослых могут заложить в детское подсознание программу, которая мешает ребенку вырасти полноценной личностью. Часто ли вам приходилось слышать в детстве «Горюшко ты мое», «Глаза бы мои тебя не видели», «За что мне такое наказание…», «Пора стать самостоятельным, что ты ведешь себя как маленький»? Не исключено, что вы таких слов и не припомните. Но часто бывает так, что перед вами – важное дело, но вам хочется сделать что-то другое (поесть, посмотреть телевизор, убрать комнату или вымыть посуду), только не заниматься поставленной перед собой задачей. В результате выполнение важного дела откладывается до последнего момента, и чтобы сделать его, вам приходится совершать над собой серьезное усилие.
А иногда вам легче сделать что-то для других, но попросить за себя – язык не поворачивается. Вы с радостью покупаете близким подарки и балуете их вкусными обедами, но никак не найдете времени и средств, чтобы сделать подарок себе.
Корень проблемы – вовсе не в особенностях характера и не в лени. Он гораздо глубже: в детстве родители постоянно ставили вас в ситуацию, когда вы испытывали чувство вины за свой «эгоизм». Став взрослым, вы продолжаете испытывать то же чувство, но уже без посторонней помощи. Почему? Родители заложили в вас в детстве определенные установки, которые не прекратили действовать во взрослом состоянии.
Психологи центра «Фламинго» в своих выступлениях раскрыли специфику данной проблемы на разных возрастных этапах развития ребенка. Так, Казакова Лилия Юрьевна, открывая семинар, поделилась с участниками психологического тренинга профессиональными знаниями о видах, причинах и механизмах возникновения родительских установок, специфики их проявления в разных семьях.
- Слово имеет силу творить. Поэтому мы – то, что мы говорим. Живем мы такой жизнью, какую мы себе (или другие нам) создают словом. Это и есть установка. Если установка продолжает действовать, результаты, как правило, плачевны: психосоматические заболевания, депрессия, зависимости разного рода как попытка убежать от проблем и многое другое, - пояснила Лилия Юрьевна.
Психолог Щербинина Наталья Сергеевна рассказала о влиянии родительских установок на поведение ребенка в дошкольном возрасте.
- Многие из тех установок, которые дети получают от своих родителей в дошкольном возрасте, в дальнейшем определяют их поведение, стереотипное, одинаковое в исходных жизненных ситуациях. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помощи ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире, - рассказала Наталья Сергеевна.
Павлова Ольга Александровна раскрыла особенности влияния родителей на ребенка через установки в период школьного обучения.
- Семьи, чаще всего, формируют негативную установку на школьное обучение, которые оказывают отрицательное действие на личностное развитие ребенка и на умение устанавливать социальные контакты, - сказала психолог Ольга Павлова.
Канаева Галина Юрьевна представила слушателям материал о влиянии родительских установок на формирование личности подростков.
- Негативные установки приводят к тому, что искажается образ «Я» и как следствие - неадекватная самооценка, проблемы в эмоционально волевой сфере, межличностных отношениях со взрослыми и со сверстниками, - добавила Галина Сергеевна.
После теоретической части семинара психолог Казакова Лилия Юрьевна провела со специалистами «Тренинг ломки негативных установок», который стал логическим завершением и тренировкой изменения негативных установок на позитивные.
Диагностические упражнения позволили каждому гостю психологического семинара увидеть, какие установки достались им от родителей. Этап «разминки» подготовил эмоции и разум к работе «в детском режиме». Основная часть помогла принять свои чувства и изменить негативные установки на позитивные. Тренинг позволил участникам немного побыть детьми, выявить в себе негативные установки и весело, в игровой форме, избавиться от них.
- Все, что мы здесь услышали и получили в практике, пригодится нам не только, как специалистам, но и как родителям. Мы другими глазами увидели, как мы общаемся со своими детьми, что мы им говорим, и какие последствия это может иметь в их жизни, - отметили в итоге участники семинара-тренинга из Центра помощи семье и детям города Кемерово.
Сотрудники кемеровского социально-реабилитационного центра для несовершенолетних «Маленький принц» были впечатлены тем, что «не придавали значения словам и не думали, что в каждом человеке «живут» установки, доставшиеся нам «по наследству», и они определяют наше поведение».
Подготовила Лилия КАЗАКОВА,
психолог отделения психолого-педагогической помощи МБУ РЦ «Фламинго».
Фото Галины КАНАЕВОЙ, психолога отделения ППП
и Ольги ГУЛЯЕВОЙ, социального педагога отделения ППП