Он поможет воспитанникам преодолеть нарушения в умственном и физическом развитии.
Психологи центра «Фламинго» начали внедрять в свою работу новый метод реабилитации «Сенсорная интеграция».
Сенсорная интеграция и стимуляция разработаны трудотерапевтом Джин Айре из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, которая работала с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения.
- Сенсорная интеграция - это способность человека организовывать ощущения, испытываемые организмом, для совершения движений, обучения и нормального поведения, - рассказала Наталья Александровна ГУЩИНА, психолог отделения психолого-педагогической реабилитации. – Занятия с детьми мы проводим посредством органов чувств, воспринимающих ощущения - визуальные, звуковые, обонятельные, вкусовые, тактильные, вестибулярные (среднее ухо), земное притяжение и проприоцептивные (мышцы, связки, сухожилия).
Сенсорная стимуляция и интеграция обеспечиваются при проведении комплекса упражнений, направленного на преодоление нарушений сенсорного восприятия и уменьшение аутостимуляций, оказание помощи ребёнку в правильной обработке информации. Например, если ребёнок испытывает трудности с осязанием, терапия будет заключаться в исследовании руками разных на ощупь предметов.
- Комплекс упражнений создаётся на основе сенсорной диагностики индивидуально для каждого ребёнка. Диагностика включает в себя: интервью с родителями (направлено на оценку ребёнком собственного тела, выявление тех каналов, которые вносят вклад в сенсорно-интегративную дисфункцию) и SIPT (сенсори интегрейшн и праксис тест), которые направлены на исследование областей тактильных ощущений, вестибулярных ощущений, проприорецепции и праксиса.
Цель коррекционной работы по развитию процессов сенсорной интеграции усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системой.
- Занятия сенсорной интеграцией помогут детям с различными нарушениями поведения, речи, мышления, эмоциональной сферы успешно преодолеть препятствия в развитии и социально адаптироваться в обществе, - пояснила Наталья Сергеевна ЩЕРБИНИНА, психолог отделения психолого-педагогической реабилитации. - Наибольшую эффективность методика даёт в коррекции детей с синдромом Дауна, задержкой психоречевого развития, ДЦП и аутизмом.
Используя игру (один из самых важных видов деятельности в детстве), возможно изменить то, как мозг ребёнка реагирует на прикосновения, звук, зрительные образы и движение. Психологи центра «Фламинго» знакомят детей с новыми тактильными ощущениями и испытывают их сенсорные системы с помощью ряда тщательно подобранных игр.
- Следуя интересам ребёнка, мы позволяем ему самому выбирать игры, но всегда корректируем деятельность, чтобы обеспечить его прогресс по достижению целей, проверяем, чтобы игра соответствовала имеющимся у него навыкам. Игра не должна быть слишком простой, чтобы воспитанник не заскучал, и не слишком сложной, чтобы он смог с ней справиться, - рассказала Наталья Сергеевна. - Игрушки и упражнения, снаряды и движение - это игра, развлечение, но именно так и развиваются дети. Тренируя моторику, баланс, равновесие мы развиваем каждого ребёнка индивидуально. Чем разнообразнее сенсорное развитие, тем больше шансов добиться поставленной цели!
Отметим, что занятия по сенсорной интеграции в центре «Фламинго» уже начались. Сейчас психологи Наталья Гущина и Наталья Щербинина занимаются с группой детей в возрасте от трех до десяти лет.
Пока о конкретных результатах говорить рано, но уже спустя неделю занятий психологи Центра отметили, что метод способствует улучшению двигательной координации, снижению уровня двигательного беспокойства, улучшению чувствительности к тактильным, зрительным, звуковым, слуховым стимулам и эмоционального фона ребёнка.
Кстати
Методу «Сенсорная интеграция» психологи центра «Фламинго» обучились в Москве.
В начале мая на базе московского учебного цента «Логопед Мастер» прошли курсы повышения квалификации на тему: «Сенсорная интеграция в работе с детьми с нарушениями речи и других высших психических функций, трудностями эмоционального развития, социальной адаптации и школьной неуспеваемостью».
В работе московского семинара приняли участие Наталья Щербинина и Наталья Гущина.
Курс психологам центра «Фламинго» читала Екатерина Горлова, клинический психолог московского Центра патологии речи и нейрореабилитации, нейрореабилитолог, семейный психотерапевт, психоаналитик, практик с опытом работы более 15 лет.
По окончании курсов Наталья Александровна и Наталья Сергеевна получили Сертификаты о повышении квалификации.
Подготовили Наталья ГУЩИНА и Наталья ЩЕРБИНИНА, психологи отделения психолого-педагогической помощи МБУ РЦ «Фламинго».
Фото авторов.