Все о новом методе психолого-педагогической реабилитации, применяемой в центре «Фламинго», читайте в нашей статье!
В начале мая на базе московского учебного цента «Логопед Мастер» психологи Центра Наталья Александровна Гущина и Наталья Сергеевна Щербинина прошли курсы повышения квалификации на тему: «Сенсорная интеграция в работе с детьми с нарушениями речи и других высших психических функций, трудностями эмоционального развития, социальной адаптации и школьной неуспеваемости».
Пройти обучение в одном из лучших учебных заведений страны стало возможным благодаря проекту «Новые знания в Кузбасс», с которым фонд «Фламинго» выиграл грант Департамента социальной защиты населения Кузбасса в размере 295 тысяч рублей! Проект «Новые знания в Кузбасс» направлен на социальную поддержку семей с детьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество.
-С августа этого года мы начали внедрять в свою работу новый метод реабилитации «Сенсорная интеграция» с использованием сенсорного зала. Ранее сенсорное развитие осуществлялось только при помощи оборудования сенсорной комнаты, монтессори-педагогики, песочной и игровой терапии, - рассказала Наталья Александровна ГУЩИНА, психолог отделения психолого-педагогической помощи МБУ РЦ «Фламинго». - Сенсорная интеграция и стимуляция разработаны трудотерапевтом Джин Айрес из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, которая работала с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения. Сенсорная интеграция - это способность человека организовывать ощущения, испытываемые организмом, для совершения движений, обучения и нормального поведения. У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются трудности с обработкой сенсорной информации. Эти проблемы приводят к «нарушению сенсорной интеграции». Дети не правильно интерпретируют тактильную, зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и двигательную информацию, что приводит к проблемам поведения, обучения, развития речи, общения, мышечного тонуса и координации.
Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями, как аутизм, задержка психического развития, задержка речевого развития, СДВГ, ДЦП, синдром Дауна.
Первые семь лет жизни играют ключевую роль для сенсорной интеграции. В этот период мозг наиболее чувствителен к принятию различных ощущений и их обработке. Внутренний импульс побуждает детей быть очень активными и приобретать различные навыки.
Существует несколько этапов сенсорной интеграции
-от рождения до 1,5 лет: общая активность в ответ на тактильные стимулы;
-1,5 – 2 года: целостные и целенаправленные действия;
-2 года – 2,5 года: ребенок соотносит своё тело с тем, что видит;
-2,5 года – 7 лет: межполушарная асимметрия- база для успешного обучения.
У детей с нарушениями сенсорной интеграции, чаще всего, одно или несколько чувств недостаточно развиты или наоборот – чрезмерно чувствительны либо находятся в сенсорном поиске. Обычно дисфункция сенсорной интеграции проявляется в нарушениях функций нескольких сенсорных систем, поскольку они взаимосвязаны, и нарушения одной приводят к проблемам в развитии других, - пояснила Наталья Александровна.
Сенсорная стимуляция и интеграция обеспечиваются при проведении комплекса упражнений, направленного на преодоление нарушений сенсорного восприятия и уменьшение аутостимуляций, оказание помощи ребёнку в правильной обработке информации. Например, если ребёнок испытывает трудности с осязанием, терапия будет заключаться в исследовании руками разных на ощупь предметов. Комплекс упражнений создаётся на основе сенсорной диагностики индивидуально для каждого ребёнка.
Диагностика НСИ включает в себя:
1.Интервью с родителями (направлено на оценку ребенком собственного тела, выявление тех каналов, которые вносят вклад в сенсорно-интегративную дисфункцию).
2. SIPT - сенсори интегрейшн и праксис тест (направлен на исследование областей: тактильных ощущений, вестибулярных ощущений и проприорецепции, праксиса).
3. Наблюдение за поведением детей, которое осуществляется либо непосредственно, либо опосредованно с помощью опроса его ближайшего окружения.
Занятия сенсорной интеграцией на развитие вестибулярных ощущений и проприочувствительности проходят в зале сенсорной интеграции центра «Фламинго», - пояснила Наталья Сергеевна ЩЕРБИНИНА, психолог отделения психолого-педагогической помощи МБУ РЦ «Фламинго». - Занятия на развитие тактильных, зрительных, слуховых ощущений, а также и проприоцептивной чувствительности проходят в сенсорной комнате. Расскажу немного о тренажерах, используемых на занятиях:
•Равновес для мозжечковой стимуляции. На ней ребенок начинает учиться держать равновесие. Уровень сложности можно регулировать, изменяя угол роликов, положения ног на разметке. Залезать и слезать с доски с разных сторон: сзади, спереди, сбоку.
•Чулок Совы способствует улучшению ощущения положения тела в пространстве. Ребёнок надевает Чулок и изображают кого угодно. Сказочного героя или животное или просто сидит в Чулке, слушая приятную музыку.
•Яйцо - это мягкий шарообразный мешок, в который можно залезть целиком и почувствовать себя в безопасности как в надежном, тёплом домике. В нем можно перекатываться, кувыркаться, свернуться в клубочек, как кошечка, а можно застегнуть полностью молнию и … вылупиться из яйца, как маленький птенчик — делать всё, что подскажет фантазия! В Яйце можно кататься как на качелях, дремать как в гамаке. Оно помогает малышу прочувствовать границы своего тела, стимулирует развитие проприоцептивной и вестибулярной системы, получить новые сенсорные ощущения.
•Лазание по скале, лестнице с усложнением заданий например собирание колец способствует развитию умения управлять своим телом в пространстве.
•Качание в гамаке, на платформе, бревне также способствуют развитию вестибулярной и проприоцептивной системе. В отличие от обычных качелей они предоставляет возможность кручения и вращения в совершенно разных плоскостях и осях тела. Гамак можно подвешивать в одной точке, и тогда он превращается в «каплю». А можно крепить в растяжку (две точки подвешивания). Качаясь в гамаке можно сбивать мягкие модули собирать игрушки с пола, согласно заданию. Бревно выполняет не только функцию качели, но и «коня», боксерской груши.
•Изогнутая особым образом деревянная доска помогает детям развивать вестибулярную систему, чувство равновесия, координацию и проприоцептивную систему, отвечающую за распознавание положения тела в пространстве. Способна выдержать двух детей сразу. Дети ласково называют доску: мостик, качелька, заборчик, тоннель, горочка…
•Занятия в сенсорной комнате способствуют развитию всех органов чувств. Оборудование сенсорной комнаты разнообразно: сухой бассейн, сенсорные дорожки, пузырьковая колонна, фиброоптические волокна, тактильные шарики, специальное музыкальное сопровождение.
•Сухой душ: разноцветные атласные ленты спускаются вниз, словно струи воды. Их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь их всем телом. Разноцветные ленты стимулируют тактильные ощущения, помогают воспринимать пространство и своё тело в этом пространстве. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира.
•Занятия в сенсорной комнате с применением игр в сухом бассейне, развивает координацию движения в пространстве, тактильные ощущения (ребёнок отыскивает клад на дне бассейна).
•Детская сенсорная дорожка: ходьба по «кочкам-мешочкам», расположенных на тропе, так же полезна для развития тактильного восприятия и координации движений.
•Активно используется зеркальный шар, стимулируя зрительное восприятие, концентрируя внимание ребёнка на движущихся бликах, напоминающих падающий снег или мелькание «солнечных зайчиков».
•Детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной используется прежде всего для стимуляции зрительных и тактильных ощущений. Ребёнок наблюдает как колонна меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки, шарики), «ловит» рыбок.
•Взаимодействие с волшебной нитью стимулируетт зрительное и тактильное восприятие ребёнка. Её можно сгибать в любом направлении, обвивать вокруг себя, сворачивать по спирали, нанизывать на них бусины, прищепки, наматывать на пальцы.
•Сенсорное панно «Млечный путь» обогащает сенсорный опыт, развивает зрительное восприятие. Ребёнок рассматривает звездное небо, определяет форму, цвет и размер звездочек.
•Прибор для создания световых эффектов «Русская пирамида», помогает в стимуляции всех сенсорных процессов (зрительного, слухового, тактильного, обонятельного). Ребёнок по инструкции взрослого наступает на ту или иную фигуру, хлопает в ладоши управляя фигурами.
Кроме того, также с августа этого года мы используем в работе утяжеленное одеяло, предназначенное для стимулирования проприоцептивной чувствительности, напоминающее нежные объятия мамы. Одеяло имеет много функций, - рассказала Наталья Александровна Гущина. – Перечислю некоторые из них:
•При ДЦП утяжеленное одеяло помогает уменьшить спастику. При атонии и гиперкинезах способствует регуляции мышечного тонуса.
•При аутизме утяжеленное одеяло эффективно снижает тревожность, обеспечивает эмоциональную стабильность, способствует восстановлению функций восприятия себя, своего тела.
•При СДВГ утяжеленное одеяло оказывает мягкий расслабляющий, успокаивающий эффект, обеспечивает концентрацию внимания при использовании во время занятий.
В него можно завернуться, превратившись «в сосиску в тесте»; по нему можно походить как по сенсорному коврику; накинуть на плечи как плед; спрятаться под ним и попытаться выползти; прощупывать пальчиками каждую крупиночку наполнителя.
Итак, подводя небольшой итог работы за пару месяцев, скажем, занятия по сенсорной интеграции в цент ре «Фламинго» проводятся в игровой форме. Используя игру (один из самых важных видов деятельности в детстве), возможно изменить то, как мозг ребёнка реагирует на прикосновения, звук, зрительные образы и движение. Игру в основном направляет внутреннее стремление ребенка. Упражнения постепенно усложняются, вводятся новые виды раздражителей. Важно, чтобы при выполнении упражнений было как можно меньше принуждения. Ребёнок не должен испытывать даже кратковременного стресса, поэтому лучше начинать с таких воздействий, которые он хорошо переносит, постепенно переходя к менее приятным для него, показывая ребенку, как выполнять какое действие, пока он сам не справится.
Несомненно, занятия сенсорной интеграцией помогут детям с различными нарушениями поведения, речи, мышления, эмоциональной сферы успешно преодолеть препятствия в развитии и социально адаптироваться в обществе.
Подготовили Наталья ГУЩИНА и Наталья ЩЕРБИНИНА,
психологи отделения психолого-педагогической помощи МБУ РЦ «Фламинго».
Фото авторов.