В нашем Центре оборудована новая комната с безопасной развивающей средой для родителей с детьми от 0-3 лет.
Первые годы жизни ребенка являются сензитивным периодом для развития двигательной, познавательной и речевой деятельности. Возникающие в это время различные отклонения в развитии, проявляющиеся даже в минимальной степени, в дальнейшем могут привести к выраженным расстройствам двигательной, психической и речевой сфер, которые проявятся в дошкольном и школьном возрасте.
Специалисты, работающие с детьми: врачи, педагоги и психологи пришли к выводу: чем раньше начать правильно и квалифицированно заниматься с ребенком – тем быстрее можно уменьшить последствия ограничений в его развитии.
Все дети-инвалиды в возрасте от 0- 3 лет наблюдаются в поликлиниках города по месту жительства. В системе учреждений Здравоохранения доминирует медицинский подход, при котором осуществляются лишь лечебные мероприятия, исключающие психологический и социальный прогноз развития личности. В специализированные учреждения по работе с детьми-инвалидами, которые обладают необходимым штатом специалистов и опытом работы с семьей, дети-инвалиды попадают с 3 лет. Таким образом, должной психолого-педагогической и социальной работы с детьми–инвалидами раннего возраста и их семьями не проводится. Пытаясь преодолеть трудности воспитания ребенка-инвалида, родители вынужденно ограничивают круг общения, сокращают время своего досуга, нередко оставляют работу, так как ребенок требует их постоянного присутствия и присмотра. Это создает предпосылки для возникновения социальной дезадаптации детей-инвалидов.
Наиболее эффективной мерой профилактики нарушения социализации и адаптации детей с особенностями развития являются программы раннего вмешательства. Раннее вмешательство предполагает оказание комплексной помощи малышам, начиная с первых месяцев их жизни. Ранняя диагностика нарушений у детей и проведение им своевременных коррекционных мероприятий способствуют улучшению состояния, а, следовательно, и качества их жизни. Современные программы раннего вмешательства направлены на помощь детям первых трех лет жизни с отставанием или угрозой отставания в физическом и психическом развитии и дают хороший профилактический эффект.
В МБУ РЦ «Фламинго» уже на протяжении 5 лет успешно работает служба ранней помощи. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности и нуждается в поддержке и помощи извне, которая должна быть направлена не только на преодоление проблем ребенка, но и на решение психологических проблем родителей и повышение уровня их психолого-педагогической компетенции, необходимой для взаимодействия с больным ребенком. Помощь таким семьям оказывается в формате консультативно-диагностического приема междисциплинарной группой специалистов: специалиста по социальной работе, педиатра, невролога, врача ЛФК, психолога. Консультативно-диагностический прием включает в себя диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, профилактическую, просветительскую помощь. Основной целью консультативно-диагностического приема является осуществление контроля над ходом психического и физического развития ребенка-инвалида раннего возраста в условиях семейного воспитания.
Следующим этапом является перевод ребенка на программу комплексной реабилитации.
Программа консультативно-диагностической помощи семье ребенка-инвалида раннего возраста вызывает заинтересованный отклик у родителей. Потому что позволяет наметить пути улучшения социальной ситуации развития ребенка, определить условия коррекции его личностных качеств, дает рекомендации по установлению правильных взаимоотношений в семье и коллективе сверстников.
В последнее все больше родителей пришли к пониманию важности раннего развития и коррекции детей, имеющих нарушения, и, как следствие, увеличился запрос родителей, имеющих детей-инвалидов раннего возраста на получение комплексной реабилитации до достижения 3 лет. Работа с детьми раннего возраста предполагает наличие специально организованной пространства. Помещения, в которых проводятся занятия, должны быть оборудованы в соответствии с возрастными особенностями, с разнообразной развивающей средой: мягкие поверхности, безопасные для ребенка, развивающее оборудование и игрушки, зона для кормления и переодевания.
Для этого в отделении дневного пребывания оборудована комната для родителей с детьми от 0-3 лет. Они будут приглашаться на курс реабилитации в режиме кратковременного пребывания. Во время нахождения в Центре ребенок вместе с мамой будет получать услуги психолога, педагога, инструктора ФК, консультативную помощь специалистов Центра: педиатра, невролога, врача ЛФК, воспитателей, а свободное от занятий время ребенок будет проводить в специально оборудованной для малышей раннего возраста комнате с безопасной развивающей средой.
Мы надеемся, что нам удалось создать условия для комфортного пребывания детей раннего возраста и их родителей в Центре и ждем детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей для ранней реабилитации и социализации.