Во «Фламинго» продолжают внедрять новые технологии и методики реабилитации. На очереди стоит метод альтернативной и дополнительной коммуникации.
Первым этапом внедрения новой технологии стало обучение, и в этом году Наталья Александровна Сонина заведующая отделением успешно прошла курс повышения квалификации в Аналитическом научно-методическом центре «Развитие и коррекция» по дополнительной профессиональной образовательной программе «Методика формирования коммуникативных навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями с использованием альтернативной и дополнительной коммуникации».
Метод альтернативной и дополнительной коммуникации в мировой практике уже показал свою эффективность в работе с неговорящими детьми. Он помогает, не только детям с расстройством аутистического спектра, а также эффективен при работе с детьми с задержкой умственного развития, с синдромом Дауна, с детским церебральным параличом и другими нарушениями.
Важно помнить, что коммуникация – это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают понимание и выражение мыслей. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднен: они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, рисункам, значкам, пиктограммам, системам символов). Данные средства предоставляют в распоряжение «неговорящего» ребёнка инструмент, позволяющий выразить ему свои желания, потребности, чувства.
Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию, способствует формированию абстрактного мышления и символической деятельности.
На втором этапе внедрения метода альтернативной и дополнительной коммуникации мы начинаем работу при помощи карточек PECS, расшифровывается как Picture Exchange Communication System (англ.) – Коммуникационная Система Обмена Изображениями (карточками). PECS – система, которая позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться при помощи карточек-подсказок. В отделении дневного пребывания и отделении стационарного социального обслуживания осуществлена маркировка помещений карточками-подсказками, в соответствующих местах размещены схемы алгоритмов санитарно-гигиенических процедур, а группы оборудованы магнитными досками с карточками PECS для занятий с детьми. Эта работа увлекла не только ребят, но и нашла отклик у родителей.
Конечная цель занятий, что бы ребёнок научился сообщать о желании получить определённый предмет или сделать что-либо, используя карточки с изображениями и самостоятельно выполнять простейшие действия по самообслуживанию в повседневной жизни.
Ольга Онина
Фото автора