Инструктор по физической культуре Елисеенко Наталья Алексеевна прошла повышение квалификации в Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Институт временного образования» по дополнительной профессиональной программе «Сенсорная интеграция при работе с детьми с расстройством аутического спектра и детьми с ОВЗ».
Наталья Алексеевна давно использует сенсорную интеграцию в процессе реабилитации, постоянно повышая свой уровень знаний и умений. Она решила поделиться опытом работы.
О сенсорной интеграции в реабилитации
Инструктор по физической культуре Елисеенко Н.А.
Большинство детей, имеющих какие-либо отклонения в развитии речи, двигательной и эмоциональной сферы, проблемы с обучением, поведением, общением, имеют нарушение работы сенсорных систем. В связи со сложившейся ситуацией возникает множество вопросов: как работать с такими детьми? Как повысить эффективность учебно-воспитательного процесса? Как добиться положительной динамики в физической подготовленности детей? Этим требованиям отвечает методика сенсорной интеграции.
Известно, что для успешного развития ребенка важна его способность воспринимать и обрабатывать информацию, которая поступает извне, а также которую сообщает его тело и органы чувств.
Сенсорная интеграция – процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств (осязание, вестибулярный аппарат, ощущение тела или проприоцепция, обоняние, зрение, слух, вкус), затем организует их и интерпретирует так, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
К основным признакам нарушения сенсорной интеграции относят: слабый мышечный тонус, нарушение координации, трудности в удержании позы, трудность в усвоении новых движений, трудности в различении правой и левой сторон, проблемы с поведением (гиперактивность, повышенная отвлекаемость, переутомляемость), задержка развития речи.
С помощью этой методики мы решаем целый спектр проблем. Она позволяет улучшить физическое развитие детей, внимание, концентрацию, зрительные и слуховые способности, что естественным образом положительно сказывается на общем развитии и самооценке ребенка. Методика подходит для работы, как с детьми с ограниченными возможностями здоровья, так и с нормотипичными детьми.
Игра – наиболее эффективное средство получения сенсорного опыта. На занятиях по физической культуре ребенок вовлекается в такие виды активности, которые выглядят как игра, но на самом деле являются серьезной работой для ребенка. Активно играя, дети получают информацию от рецепторов всех чувств: осязание, вестибулярный аппарат, ощущение тела или проприоцепция, обоняние, зрение, слух, вкус.
Цель работы по развитию процессов сенсорной интеграции – усиление, сбалансирование и развитие обработки сенсорных стимулов центральной нервной системой. Развитие у детей имитационных способностей, стимулирование к выполнению инструкций, формирование навыков произвольной организации движений, воспитание коммуникативных функций и способностей взаимодействовать в коллективе. Поэтому на занятиях физической культурой я ставлю определенные задачи:
- регулирование мышечного тонуса;
- обучение удержанию позы;
- стимуляция вестибулярного восприятия;
- формирование схемы тела;
- развитие способности совершать независимые движения различными группами мышц (синкенезия);
- развитие способности совершать независимые одновременные и реципрокные (согласованные) моторные взаимодействия отделами тела (голова, руки, тело, ноги);
- развитие динамического аспекта организации движений: плавность, серийность, ритмичность;
- формирование пространственных отношений;
- развитие чувства равновесия;
- развитие ловкости;
- развитие точности и координации движений.
Реализуя данные задачи можно добиться следующих результатов:
- достижение ощутимого прогресса в проприоцепторных, вестибулярных и тактильных функций организма;
- улучшение проявления устойчивой синкенезии (дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к преднамеренно выполняемым движениям – движения рук при ходьбе);
- формирование способности совершать независимые одновременные и реципрокные моторные взаимодействия (голова, руки, тело, ноги);
- улучшение движений: плавность, серийность, ритмичность;
- формирование пространственных отношений;
- развитие чувства равновесия, ловкости, точности и координации движений;
- повышение самооценки, уверенности в себе;
- улучшение коммуникативных навыков.
Я, как инструктор по физической культуре, работая над точностью движений, координацией, балансом, вестибулярным аппаратом, использую элементы сенсорной интеграции, понимая особенности работы по этой методике, и благодаря этому добиваюсь высоких результатов даже у детей с выраженными нарушениями, для остальных детей это отличная профилактика.