Перед родителями, воспитывающими ребенка с нарушениями или отклонениями в развитии, часто возникают такие вопросы, как:
- Насколько отстает ребенок в своем развитии от сверстников?
- Касается ли его отставание в развитии только отдельных областей?
- Что нужно сделать для того, чтобы положительно влиять на развитие ребенка?
- Можно ли несколько смягчить причины, повлекшие за собой нарушения в развитии?
- С чего нужно начинать?
- К каким целям, достижениям нужно стремиться в работе с таким ребенком?
- Как лучше всего достичь желаемого результата?
- Для того чтобы определить уровень развития ребенка и его способности к дальнейшему продвижению, мы в отделении используем в своей работе развивающий тест В.Штрасмайера, - рассказала нам Светлана БЕРЕЖНАЯ, заведующая отделением психолого-педагогической помощи МБУ РЦ «Фламинго». – С его помощью специалисты узнают, каковы в настоящее время навыки ребенка в разных областях развития и каким может быть высший уровень его достижений. Эти навыки развивающего характера разделены на пять важнейших функциональных составляющих:
- самообслуживание - социальное развитие;
- мелкая (тонкая) моторика;
- общая моторика;
- язык (речь);
- мышление и восприятие.
- Каждый тестовый лист развития имеет не только диагностическую направленность, но и развивающую, помогая специалистам ориентироваться в системе развивающих упражнений при овладении определенными навыками, составлении практических рекомендаций родителям по развитию ребенка, - пояснила Наталья ГУЩИНА, психолог отделения психолого-педагогической помощи МБУ РЦ «Фламинго». - Эти упражнения входят составляющей частью в коррекционно-развивающие занятия психологов и педагогов. По окончании курса реабилитации упражнения предлагаются родителям в качестве домашнего задания для продолжения работы с ребенком дома.
В центре «Фламинго» психологи уже ни один год проводят обследование детей от 1 года до 5 лет с проблемами развития по тесту Штрасмайера. Правда, раньше все тестовые бланки заполнялись вручную, что, понятно, несколько затрудняло работу специалистов и на заполнение теста от руки уходило много времени. Теперь же тест Штрасмайера стал полностью компьютеризирован, «забив» все необходимые данные в программу, компьютер сам выдает результат и рисует график развития ребенка!
- Чаще всего дети отстают в сферах общей и мелкой моторики, речи, - рассказала Наталья Гущина. - В карте каждого ребенка имеется регистрационный бланк, где в виде графика изображается профиль его развития, показаны основные центры замедления развития и достижения ребенка. На основе этого бланка строится целенаправленная коррекционная работа по программе реабилитации. Регистрационный бланк позволяет родителям наглядно увидеть в каких областях и насколько ребенок отстает в своем развитии, а также ориентироваться при выполнении домашних заданий.
Необходимо отметить, что специалисты отделения психолого-педагогической помощи центра «Фламинго», конечно, не ограничиваются в своей работе только тестом В.Штрасмайера. Для более точной диагностики психологи всестороннее наблюдают за ребенком и обсуждают его способности и затруднения со всеми теми доверенными лицами, которые участвуют в его воспитании. Тем не менее при проверке уровня развития тест Штрасмайера показывает так называемую зону ближайшего развития, помогает уточнить цели и дает информацию о том, каким образом можно развивать ребенка далее.
Подготовила Ксения КРЫЛЫШКИНА