В отделении психолого-педагогической помощи новая услуга – канистерапия.
Канистерапия - что это? С самого первого дня собаки нам во всем помогают. Многие из них помогают найти человека, наркотики, какие-то устройства, ископаемые. Так же собаки охраняют, выполняют работу пастухов, поводырей, спасателей. Но мало кто слышал, что бывают собаки-врачи. Лечение с помощью собак – называется канистерапия, это новое направление как в медицинской науке, так и в реабилитации детей в центре «Фламинго».
- Чтобы собака стала работником в этом направлении медицины, она проходит очень долгий отбор и обучение, по окончанию которого питомец получает диплом «Собака – терапевтическое средство» и становится поистине уникальным животным, - рассказала Юлия ПЕЧОРИНА, педагог-психолог, канистерапевт, кинолог, хозяйка Ланы. - Порода собаки не имеет значения, т.е. предварительный отбор может пройти даже дворняжка. Почему я выбрала лабрадора? Потому что считаю, что нет собаки более умной и преданной, добродушной и надежной, дружелюбной и интеллигентной. Требование к собакам-врачам для всех пород одинаковые: характер должен быть спокойным, отсутствовать агрессия к людям, чтобы питомец не реагировал на громкие звуки, хлопки, а также был коммуникабельным животным. Ланочка именно такая!
Собака-врач в реабилитационном центре «Фламинго» помогает детям больным синдромом Дауна и аутизма. Смысл помощи в работе с такими детьми заключается в тренировке и развитии пространственной ориентации, поднятии самооценки ребенка, внимании и тренировке памяти.
Также Лана хорошо помогает детям, подверженным приступам эпилепсии. Ребенок рядом с животным начинает чувствовать себя спокойно и уверенно. Кроме того, собака-терапевт избавит от депрессии. И в этом случае Лана помогает не только детям, но и их родителям, потому как на занятия они приходят вместе.
- Глядя в глаза живому существу, полному энергии и преданности, у ребенка сразу же проходят страхи, он, что ли, забывает о своих недугах, начинает заботится о Лане, преодолевая свои заболевания. Ведь это живое существо, - пояснила Юлия Печорина. – На своих занятия я учу ребятишек, как правильно контактировать с собакой, как давать ей команды, кормить ее, научить питомца держаться рядом и многому другому. Дети с удовольствием идут на контакт с животным: гуляют, играют, общаются. И, конечно, же занятие проходит при непосредственном участии родителей.
Кроме того, на своих занятиях Юлия использует и такой метод как контактная терапия. Суть его заключается в том, что собака ложится на больное место или кладет лапу и греет своим теплом, либо ребенок ложится рядом с собакой, или кладет голову ей на туловище. Так лабрадор Лана помогает убирать различные боли, которые могут беспокоить маленького воспитанника центра «Фламинго».
На терапию к Лане приводят и таких детей, которые очень боятся собак по той или иной причине. В этом случае на своих занятиях Юлия проводит различные упражнения, постепенно преодолевая страх ребенка перед собакой. Уже после одного-двух сеансов, дети с удовольствием идут на контакт с Ланой, тискают ее и ощущают прилив энергии.
- В нашей работе мы помогаем семьям, имеющим детей с особенностями развития различного происхождения, а так же детям и их родителям или опекунам, которые попали в сложные жизненные ситуации в силу разных причин, - пояснила Светлана Павловна БЕРЕЖНАЯ, заведующая отделением психолого-педагогической помощи РЦ «Фламинго». - Метод канистерапии является универсальным в коррекционно-развивающей и реабилитационной работе. И может сочетать в себе различные традиционные методы психологической работы. Такие как сказкотерапия, арттерапевтические техники, кинезиотерапевтические техники, а также включение в игровой процесс других специалистов, таких как: логопеды, художники, музыкальные работники и др. Метод канистерапии в нашем Центре, изначально разрабатывался для детей, имеющих особенности в плане физического и/или психического здоровья, но он также получил прекрасное подтверждение своей эффективности и с другими группами воспитанников Центра.
Как показал опыт, работа с собакой дает дополнительную мотивацию, желание детей даже в возрасте от 2-х лет выполнять задания как интеллектуального, так и творческого плана. Ребята становятся более организованными, лучше концентрируются и всегда ждут радостную встречу со своим четвероногим другом.
- Хочу добавить, что когда дети заботятся о братьях наших меньших, они намного легче учатся чувствовать потребности не только собаки, но и других детей и взрослых, - рассказала Юлия Печорина, канистерапевт. - В ситуациях, смоделированных сначала на занятиях, а потом и в реальной жизни, дети учатся помогать и сочувствовать другим людям, радоваться за собственные и чужие успехи, сопереживать в тяжелых ситуациях.
Дорогие родители! Мы будем рады видеть вас ваших детей на групповую и индивидуальную работу по канистерапии с лабрадором Ланой! Сеансы проходят по предварительной записи в каб. № 37. Продолжительность одного сеанса: 30 минут, занятия проводятся по средам и четвергам.
Говорят наши дети и родители:
Ольга Валерьевна НАВАРЕНКО и ее сын Слава, 5 лет:
- Лана – просто красавица! После занятий, у Славки стабилизируется давление, улучшается самочувствие и общее состояние. Лана как-то умудряется прогнать плохое настроение, радуясь и прыгая возле нас, и дарит нам свою любовь. Удивительное дело, жизнь. Видела собак, жутко боялась, а теперь вот такое открытие. Никак не привыкну к этому взгляду, к преданности и какой-то тайне в глазах Ланы.
Татьяна Анатольевна КУЗНЕЦОВА и ее сын Данил, 5 лет:
- Собака незаменима при работе с детьми-инвалидами! Лана оказывает огромное влияние на поведение моего ребенка. Сначала Данька боялся ее даже погладить, а теперь – они лучшие друзья! Позитивное влияние собак – несомненно. Ой, да что и говорить, я сама мучилась головными болями, а походила с сыном на сеансы канистерапии в центре «Фламинго» и все прошло. Ланка ко мне подошла, в глаза смотрит. «Что, - говорю, - моя хорошая, ко мне пришла?» Она потянулась ко мне, голову свою к моей тянет, я к ней прижалась, буквально несколько минут и боли прошли! Это ли не чудо?!
Мохнатый доктор
Термин «терапия животными» впервые был сформулирован американским специалистом в области детской психиатрии Борисом Левинсоном в 1960 году, когда он стал активно использовать собак в работе со своими маленькими пациентами. Левинсон заметил, что его собака на пациентов влияла положительно. У маленьких детей улучшилось психологическое и физическое состояние, меньше становилось число эпилептических припадков, улучшалась моторика, речь ребенка.
Подготовила Ксения КРЫЛЫШКИНА,
фото автора