С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который установил новые правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации. Федеральный закон был разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 25 октября 2010 г.
О том, что нового принес закон, мы беседуем с начальником департамента социальной защиты населения Кемеровской области Натальей Георгиевной Кругляковой.
- Наталья Георгиевна, что явилось причиной принятия нового закона?
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ пришел на смену Федеральному закону от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и Федеральному закону от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Действующие законы сыграли важную роль в развитии системы социального обслуживания населения в РФ. На их основе в субъектах была сформирована законодательная, материально-техническая база и кадровый потенциал, система управления и сеть учреждений различных типов и форм, осуществляющих социальное обслуживание населения. Вместе с тем, модель организации социального обслуживания, базирующаяся на положениях действующих законов, уже не позволяла в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах. Объем оказываемых социальных услуг очень отличался во всех регионах, не было единого подхода. Именно поэтому Министерством труда и социальной защиты РФ был подготовлен принципиально новый федеральный закон. Подготовка была очень серьезной - как на уровне федерации, так и на уровне всех субъектов. В 2014 году было принято 27 федеральных нормативно-правовых актов и 30 региональных.
- А что изменилось в социальном обслуживании?
- Закон не содержит больше понятия «трудная жизненная ситуация», а оперирует понятием «обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании». В связи с этим расширен перечень оснований для предоставления социального обслуживания.Кроме того, в Кузбассе дополнили этот перечень, включив в него семьи с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, семьи, в которых возникли трудности в связи с чрезвычайной ситуацией и стихийными бедствиями, и несколько других категорий. Закон это позволяет. Причем, независимо от того, кто обратился по поводу социального обслуживания, согласие самого гражданина обязательно. Закон не вводит ситуаций «принудительной помощи». Изменилось и время принятия решения о предоставлении социального обслуживания. Если раньше социальные службы могли рассматривать заявление гражданина в течение месяца, то теперь решение принимается в течение 10 дней с момента подачи заявления, а в некоторых случаях - и в течение 5 дней.
- Расскажите, пожалуйста, о видах социального обслуживания.
- Если до 1.01.2015 года было всего 4 вида (социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические и социально-правовые), то в настоящее время их восемь: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности, срочные социальные услуги.
Причем, все непрофильные функции должны реализовываться специализированными организациями, которые могут обеспечить их надлежащее качество.
- Законом введено понятие «социальное сопровождение». Что это такое?
- Часто бывает, что гражданину одновременно нужны разные виды помощи: медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая. Социальное сопровождение в этом случае будет осуществляться на основе межведомственного взаимодействия.
- Расскажите, пожалуйста, о системе оценки индивидуальной нуждаемости гражданина в соцобслуживании?
- Новый закон выдвигает на первый план решение проблем конкретного человека. Программа предоставления услуг содержит виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг конкретному гражданину и именно те услуги, которые нужны ему и его семье. Она пересматривается при изменении потребности в социальных услугах, но не реже чем раз в три года, для гражданина программа носит рекомендательный характер, а для поставщика – обязательный. Если гражданин переехал в другой регион, программа будет действительна и там – до составления программы по новому месту жительства. Срочные социальные услуги оказываются без договора и Программы.
- В законе обозначено, что поставщиками социальных услуг могут быть не только государственные учреждения, но и негосударственные организации и индивидуальные предприниматели. А как будет финансово обеспечиваться предоставление социальных услуг?
- С 01.01.2015 года формируется рынок социальных услуг. Кроме государственного сектора, к работе могут привлекаться коммерческие и некоммерческие организации. Определено финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями и индивидуальными предпринимателями: путем предоставления средств бюджета по результатам проведения государственных закупок социальных услуг, а также путем выплаты компенсации в порядке и размере, установленном постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 22.09.2014 № 379 «Об утверждении Порядка выплаты и определения размера компенсации поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), стоимости социальных услуг, предоставленных гражданам в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг».
- Как формируются реестр поставщиков социальных услуг и регистр получателей социальных услуг?
- Реестр поставщиков социальных услуг и регистр получателей социальных услуг содержат информацию о поставщике, условиях предоставления социальных услуг, перечень и описание услуг. В соответствии с новым законом в реестр включены как государственные (муниципальные), так и негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания и полная информация о них. Размещается реестр поставщиков социальных услуг на официальном сайте департамента социальной защиты населения Кемеровской области. Чтобы внести данные в реестр, представители компании получают индивидуальный пароль. Обращаю ваше внимание, что включение негосударственной организации в реестр не означает, что ей автоматически будут предоставлены субсидии областного бюджета. Включение в реестр дает лишь право рассказать о себе.
Регистр получателей социальных услуг содержит информацию о получателе социальных услуг. Это закрытая информация, в общем доступе ее, конечно, не будет.
- А как изменились критерии предоставления бесплатных социальных услуг?
- По ранее действовавшему законодательству граждане, имеющие денежный доход ниже прожиточного минимума, имели право на бесплатное получение социальных услуг. Новым федеральным законом определено, что регионы сами устанавливают этот критерий, но он не должен быть ниже полуторного прожиточного минимума. В Кузбассе установлен полуторный прожиточный минимум.
Бесплатно социальные услуги предоставляются:
- несовершеннолетним и лицам, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и вооруженных межнациональных конфликтах (включая стационарные услуги),
- гражданам, чей доход равен или ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в Кемеровской области (соц.услуги на дому и в полустационарной форме).
Для всех остальных величина платы рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги. При этом плата за социальные услуги на дому и в полустационарных условиях не может превышать 50% разницы между реальной величиной среднедушевого дохода и предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг. Плата за стационарные услуги не может превышать 75% среднедушевого дохода гражданина.
По материалам сайта: http://www.dsznko.ru