Руководитель студии: Сумбаева Татьяна Николаевна |
В студии ребята изготавливают поделки из бумаги.
Первоначально ребенок выполняет простые работы в технике оригами. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекает детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой такими, как сгибание, многократное складывание, склеивание.
Следующий этап работы с бумагой - это обучение резать ее ножницами и выполнять ее разметку по шаблонам геометрических фигур. Обучение резанию ножницами начинается с изучения их устройства и приемов безопасного обращения с ними.
Первоначальные навыки резания по прямой закрепляются при вырезании квадратов и прямоугольников, размеченных по шаблонам. В дальнейшем осваиваются симметричное вырезание и вырезание предметов сложной конфигурации.
Более сложными являются работы, связанные с наклеиванием, – аппликация. В ходе занятий аппликацией особое внимание уделяется развитию у ребенка инвалида умения ориентироваться на плоскости листа. Усложнение аппликативных работ возможно за счет использования картона и разметки деталей не только по шаблону, но и по линейке.
Самыми сложными в работе с бумагой и картоном являются объемные предметы из конусов, цилиндров и кубов.
Использование картона, клея, цветной бумаги позволяет выполнять новые и привлекательные для ребенка виды изделия – елочные игрушки и украшения, карнавальные маски, модели мебели, окантовочные работы, папки, коробки, упаковочную тару.
Многие первоначальные навыки, которые приобретают дети-инвалиды в работе с картоном и бумагой, используется затем в трудовой деятельности с другими материалами.
Инновации (методики):
- "Модульное оригами".
Модульное оригами – техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль по правилам классического оригами, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не дает конструкции распасться.
Это идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию, изобретательность, логику и пространственное мышление. Эта деятельность, способствующая кроме всего и развитию эстетических чувств ребенка, может быть успешно организована родителями в домашних условиях.
- "Квиллинг в работе с детьми с ограниченными возможностями".
Quilling (квиллинг), известный также как бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции, которое практикуется с момента Ренессанса. Название "квиллинг" произошло от слова "quill" — "птичье перо". Из узких бумажных лент умелые руки создают изящнейшие, филигранные объемные композиции - цветы, букеты, фигурки животных, напоминающие вологодское кружево.
Считается, что искусство возникло в средневековой Европе (по другим сведениям на Ближнем Востоке и в Древнем Египте), где монахини создавали медальоны, обрамление для икон и обложки для книг, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры (особенно часто использовалось в бедных церквях). В те времена специальная бумага для квиллинга была очень дорогой, поэтому это было искусство высших слоев общества. В качестве инструмента для скручивания тогда использовались птичьи перья, отсюда - этимология слова квиллинг.
В XV-XVI веке квиллинг считался искусством, в XIX веке — дамским развлечением (и чуть ли не единственным рукоделием, достойным благородных дам). Большую часть XX века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Сейчас квиллинг распространен очень широко и на востоке и на западе. В Западной Европе этим искусством увлекаются многие люди разных возрастов и профессий. В Корее квиллинг входит даже в школьную программу. Квиллинг развивает мелкую моторику, успокаивает, снимает агрессию и развивает вкус. Кроме того, он полезен для развития пространственного воображения и, наконец, просто фантазии человека.
В технике quilling присутствуют множество техник и стилей. А с их разнообразием связано и необычайное разнообразие самих работ. Для одних характерна фактурность, объем, другие же поражают ювелирной точностью исполнения из множества миниатюрных деталей. Яркие цветы, экзотические насекомые, райские птицы, цветущие сады, яркие краски осеннего леса, дивные пейзажи — все это сюжеты работ художников бумажного искусства.
Квиллинг – процесс "живой", красочный и творческий, поэтому весьма важно выбирать не только внешне красивые, но и качественные материалы для создания его элементов. Главным материалом в квиллинге являются полоски бумаги разных цветов, шириной от
Для реализации нашего желания потребуются и специальные инструменты. Основной "рабочей лошадкой" будет специальная ручная машинка в виде палочки с раздвоенным или заостренным концом. Необходим нам будет и пинцет – тонкий, изящный из высококачественной стали. Он должен иметь заостренные концы без изгибов или ровной широкой «лопатки», чтобы не мять и не оставлять следов на бумаге при работе. Этот инструмент нам пригодится для того, чтобы извлекать спираль из линейки и работать с элементами в процессе их склеивания между собой, собирать панно или картины, приклеивать маленькие элементы в объемном квиллинге и т.д. Необходимы и линейки. Как специальная с кругами разного диаметра, а также и обычная линейка на 30-
Польза квиллинга неоспорима:
1. Квиллинг развивает мелкую моторику у детей.
Мелкая моторика развивается, начиная с младенческого возраста. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку.
В дошкольном и раннем школьном возрасте навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается круг действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. А квиллинг является отличным инструментом, чтобы закрепить и усилить эти навыки.
Сколько миллионов нервных окончаний ребенок задействует, пока создает фигурку. Все это стимулирует у детей усидчивости, внимания, зрительной памяти, образного мышления и речи.
2. Связь пальцевой моторики и речевой функции.
Учёные доказали, что около трети всей площади коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Занятия квиллингом с использованием логопедических приемов ненавязчиво, эффективно помогают избавиться от дефектов речи и пополнить словарный запас ребенка.
3. Развитие воображения.
4. Самовыражение.
Занятия квиллингом безмерно развивают чувство прекрасного. Шедевры, которые рождаются из-под маленьких пальчиков невозможно недооценивать. Ребенок творит, создает.
Каждый ребенок уникален - и игрушка, картина, поделка у него получается УНИКАЛЬНАЯ в своем роде.
5. Кроме того, занятия квиллингом развивают у ребенка чувство вкуса, что немаловажно для его дальнейшего эмоционального и эстетического развития.
6. Коррекция поведения ребенка с помощью творчества.
В каждом ребенке самой природой заложена потребность мастерить. Но, к сожалению, очень часто страх перед неудачей мешает раскрыться. Поэтому первый шаг - незаметно заинтересовать увлечь их самим процессом, не подчеркивая результат. (Творчество ради творчества). И убедить, что то, что получается и есть лучший результат.
Помочь ребенку поверить в свои силы и проявить себя — долгая и кропотливая работа. Чтобы добиться результата недостаточно показать и объяснить, как это сделать. Нужно делать вместе, активно участвуя в процессе, подсказывая и помогая. Очень важно создать атмосферу в которой ребенок поймет, как важно доверительное общение, участие и помощь.
В итоге — тревожные дети становятся более спокойными, замкнутые — учатся доверять, а неусидчивые — направлять свою энергию в русло творчества.
Заниматься квиллингом могут не только дети. Для взрослого это бывает намного важнее. Творчески самовыражаться полезно и необходимо в любом возрасте.
Документы для скачивания:
Мозаика как средство развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями, .doc, размер - 317 кб.
Дополнительная образовательная программа "Чудо - бумага" для детей с нарушением интеллекта 3 - 8 лет, .doc, размер - 48 кб.
Аппликация как вид декоративно-прикладного искусства в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями, .doc, размер - 41 кб.
Пластилинография, .doc, размер - 34 кб.
Развитие родителями навыка владения ножницами у детей 4-5 лет, .doc, размер - 27 кб.
Ручной труд как средство социальной адаптации, .doc, размер - 26 кб.
Киригами, .doc, размер - 149 кб.
Айрис-фолдинг, .doc, размер - 57 кб.
Техника пергамано для детей с умственными нарушениями, .doc, размер - 254 кб.