Работа с детьми с нарушением в развитии и их семьями – дело очень сложное.
Это связано не только с характером патологии и возрастом ребенка, но и с необходимостью тесного сотрудничества с семьей или другими взрослыми, ответственными за уход и воспитание. Без этого взаимодействия успеха добиться практически невозможно.
В последнее время в России учреждения, занимающиеся реабилитацией и психолого-педагогическим сопровождением семей, воспитывающих детей с нарушениями или выраженными проблемами развития, стараются активно использовать зарубежный опыт.
В 2001 в г. Москва в рамках программы «Помощь детям-сиротам России» разработали модель «Российской лекотеки». Первая лекотека была открыта в 1980 году в Америке. Сейчас там существует целая сеть этих уникальных обучающих и ресурсных центров, которые обслуживают тысячи детей с проблемами в развитии.
В настоящее время «Российская лекотека» – служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи для семей, воспитывающих детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.
Лекотека представляет собой предметно-развивающую среду, ориентированную на стимуляцию игровой деятельности, выявление и коррекцию особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья в раннем возрасте; так же организуется естественное взаимодействие ребенка с членами семьи, в процессе которого формируются базовые структуры личности и развитие различных психических процессов.
Родители являются активными участниками всего коррекционно-развивающего процесса. Они учатся взаимодействовать с ребёнком так, чтобы активизировать его развитие.
Отличительной особенностью лекотеки в центре «Фламинго» является работа с каждым ребенком по индивидуальной программе. Специалист лекотеки индивидуально для каждого ребенка подбирает конкретное содержание психолого-педагогической помощи, которое обсуждается с родителями.
Занятия проводятся:
1. по сенсомоторной коррекции - активизируют двигательную сферу, сенсомоторную активность детей; способствуют формированию пространственных представлений, развитию общей и мелкой моторики, регуляции мышечного тонуса и обогащению эмоционального опыта в процессе деятельности, что, в конечном итоге, формирует основу для общего интеллектуального, физического, эмоционального развития ребенка;
2. по игровой терапии - в ходе игры у малыша развиваются основные формы мышления, воображение, коммуникативные навыки, речь; в игре малыш учится всему без усилий и с удовольствием;
3. по формированию коммуникативных навыков - у ребенка развивается желание вступать в общение с другими людьми, формируются речемыслительная и познавательная деятельность, устанавливаются основы социального поведения.
Клиенты лекотеки – дети с нарушениями развития или выраженными психогенными расстройствами, а также члены их семей. Вид и природа нарушений развития ребенка могут быть разными: двигательными, умственными, сенсорными, коммуникативными, эмоциональными или поведенческими.
Для чего нужна Лекотека?
Основная цель Лекотеки: создание благоприятных условий для развития личности ребёнка и психологической поддержки его семьи.
Задачи Лекотеки.
- подбор адекватных средств общения с ребёнком;
- выявление уровня актуального развития детей;
- развитие коммуникативных способностей, расширение круга общения детей;
- улучшение сенсорного восприятия, двигательно-моторного развития и регуляторных способностей;
- формирование предпосылок для обучения ребёнка в дошкольном образовательном учреждении;
- формирование зоны ближайшего развития ребёнка с учётом индивидуальных потребностей;
- вовлечение семьи в процесс развития ребёнка, поиск ресурсных возможностей внутри семьи;
- помощь семье в адаптации к инвалидности ребёнка и преодоление психологических проблем, связанных с этим.
Обучение проходит в форме игры.
Специалисты уверены, что взрослые, воспитывающие ребенка с особыми нуждами, должны воспринимать игру, как жизненную необходимость для детей раннего возраста. Ведь это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения. Родители должны быть готовы обыграть любую текущую ситуацию. А действия взрослых при этом должны быть выразительными, мягкими и адекватными возможностям ребенка.
Игра – основная деятельность ребёнка, поддерживаемая Лекотекой. Специалисты Лекотеки в центре «Фламинго» рассматривают игру как особый вид активности ребёнка, появляющийся в младенчестве и усложняющийся по мере развития, организующийся и поддерживаемый взрослым, добровольный и приносящий радость, позволяющий ему в безопасной ситуации наращивать свой эмоциональный и социальный опыт, творчески получать знания и совершенствовать навыки, выражать мысли и чувства.
Основные формы работы Лекотеки
Консультация – это встреча специалиста Лекотеки с родителями, во время которой реализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей.
Основная задача: профилактика возникновения более серьёзных проблем в развитии. Специалисты дают родителям исчерпывающую информацию по каждому вопросу, знакомят их с разными способами решения имеющейся проблемы, чтобы в будущем они могли заниматься с ребёнком в домашних условиях самостоятельно.
Диагностический игровой сеанс представляет собой совместную игру родителей с ребенком в специально оборудованном зале. Специалист ведет наблюдение за происходящим, в идеале фиксируется на диск
Основная задача: диагностика уровня развития ребёнка и обследование детско-родительского взаимодействие
Терапевтический игровой сеанс — игровое взаимодействие специалиста с ребенком в присутствии, а иногда–с участием родителей.
Игровой сеанс - основная форма работы с детьми в Лекотеке.
Игровой сеанс направлен на:
- реализацию индивидуально-ориентированной программы сопровождения ребенка;
- оценку динамики психического развития и психологического состояния ребенка;
- нормализацию детско-родительского взаимодействия и преодоление поведенческих проблем ребенка;
- решение психологических проблем ребенка и его окружения.
Специалист планирует структуру игрового сеанса индивидуально для ребенка в соответствии с содержанием поставленных задач и требований.
В структуру игрового сеанса могут входить:
- наблюдение за свободной игрой ребенка, с целью оценки динамики психического развития и психологического состояния;
- сопровождение свободной игры ребенка, с целью решения задач индивидуально-ориентированной программы;
- наблюдение за совместной игрой ребенка и родителя, с целью обследования стратегий родительского поведения;
- совместная игра специалиста с ребенком и родителем, с целью решения задач индивидуально-ориентированной программы, обучения родителей техникам стимуляции и поддержки развития ребенка;
- индивидуальное занятие специалиста с ребенком, с целью решения задач индивидуально-ориентированной программы;
- беседа с родителями: обсуждение результатов совместной работы, планирование работы на дому.
Для того чтобы понять, как родители взаимодействуют с малышом, используется видео наблюдение за их игрой. Затем проводится анализ видеозаписей. Наблюдение за совместной игрой в зале позволяет увидеть характерный стиль поведения взрослых по отношению к своему малышу, отметить проблемные зоны. Иногда специалист смотрит видеозапись вместе с родителями, давая им возможность со стороны увидеть себя и реакцию ребенка на их поведение. Часто они сами могут заметить, что чрезмерно опекают малыша, вводят множество необоснованных ограничений, не дают возможности проявить инициативу в игре.
Ресурсы Лекотеки:
Деятельность Лекотеки связана с использованием вспомогательных средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка с особыми нуждами и окружающих его людей в игровую активность для обучения и развития общения в игре.
- Для детей раннего возраста - игрушки для адаптации и расположения ребенка, манипуляции, рассматривания, игрушки для развития сенсомоторики и двигательных навыков.
- Для детей среднего и старшего дошкольного возраста - игры для развития познавательных способностей и социального ориентирования, а также музыкальное развитие, сказкотерапия. Более сложные двигательные и сюжетные игры.
- Для родителей. Здесь проводятся консультации родителей, просмотр развивающих программ и видео, анализ и разбор занятий.
Материальная база Лекотеки должна включать как минимум следующие разделы:
- специальное оборудование для детей с нарушениями движений;
- оборудование для развития общей подвижности;
- игрушки для развития ручных навыков;
- игрушки для развития тактильного восприятия;
- игрушки и средства для развития зрительного восприятия;
- игрушки для развития слухового восприятия;
- игрушки для развития мышления;
- игрушки для развития речи и языка;
- игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;
- игрушки для игры с сыпучими материалами;
- музыкальные игрушки;
- книги для детей;
- фонотека;
- видеотека;
- книги для родителей;
- средства для развития невербальной коммуникации.
Организация лекотеки в Социально реабилитационном центре «Фламинго»– первый в Кемеровской области - дает возможность семьям получить своевременную помощь в раннем выявлении характера и степени нарушения, определить индивидуальный путь развития и коррекции ребенка, научить родителей взаимодействовать с ребенком, чтобы активизировать его развитие. По сути деятельности лекотеки все взаимодействие происходит в игровой и дружественной форме с возможностями продолжить развитие в домашних условиях, т.е. сплачивает семью, улучшает семейный климат.
В кабинете Лекотека создаются благоприятных условий для развития личности ребенка, для формирования педагогической компетентности родителей детей-инвалидов, обучение их коррекционным методикам для применения в домашних условиях; оказывается психологическая поддержка семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и профилактика жестокого обращения с ребенком-инвалидом дома.
Марина КУРОПАТКИНА,
социальный педагог МБУ РЦ «Фламинго»