Индивидуальная программа ранней помощи (ИПРП) разрабатывается на основании результатов углубленной оценки развития и функционирования, эмоционального и поведенческого благополучия ребёнка и, влияющих на них факторов, совместно с родителями.
Условием оказания услуг ранней помощи является обязательное участие родителя (законного представителя) ребёнка на всех этапах реализации Программы.
Продолжительность реализации ИПРП и регулярность занятий зависит от индивидуальных потребностей ребёнка и семьи и составляет от 6 месяцев. ИПРП носит непрерывный и длительный характер, предполагает регулярные консультативные встречи семьи со специалистами.
Программа составляется на срок от 6 месяцев.
Четко формируются цели программы, как для ребенка, так и для родителя (законного представителя), а также даются рекомендации по созданию среды.
Родители с ребенком приезжают в отделение по оказанию услуг ранней помощи на обучающую сессию, согласно установленному графику.
ИПРП направлена на развитие всех базовых навыков, которые ребенок осваивает в течение первых трех лет жизни в естественных жизненных ситуациях. А именно:
- · Двигательные навыки (дотягиваться и брать игрушки, поворачиваться, ползать, ходить)
- · Когнитивные навыки (думать, помнить, решать поставленные задачи);
- · Коммуникативные навыки (слушать обращенную к нему речь, понимать, разговаривать);
- · Социально-эмоциональные навыки (играть, взаимодействовать с другими людьми, проявлять чувства);
- · Навыки самообслуживания (кушать, одеваться, мыться).
Основной целью обучающих сессий является возможность для родителей приобрести необходимые навыки взаимодействия, игры и ухода за ребенком с учетом его особенностей.
Перечень услуг ранней помощи детям и семьям:
оказание услуг в рамках ИПРП:
- содействие развитию функционирования ребенка и семьи в естественных жизненных ситуациях;
- содействие развитию общения и речи ребенка;
- содействие развитию мобильности ребенка;
- содействие развитию у ребенка самообслуживания и бытовых навыков;
- содействие развитию познавательной активности ребенка;
- психологическое консультирование;
- поддержка социализации ребенка;
- проведение промежуточной оценки реализации индивидуальной программы ранней помощи;
- проведение итоговой оценки реализации индивидуальной программы ранней помощи;
Направления работы логопеда:
- проведение углубленной диагностики по МКФ;
- развитие доречевых средств общения (формирование и развитие фиксации взгляда на предметах и объектах, развитие слухового восприятия и внимания, развитие пространственного восприятия и ощущения собственного тела в пространстве, формирование и развитие невербальных средств общения);
- вызывание и развитие речи (создание предпосылок к взаимодействию и общению, развитие артикуляционной и мелкой моторики, развитие речевого дыхания, обогащение и активизация пассивного и активного словаря, своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития, коррекция нарушений звуковосприятия);
- формирование и развитие навыков общения;
- развитие познавательной сферы.
Направления работы учителя-дефектолога:
- проведение углубленной диагностики по МКФ;
- формирование и развитие зрительного прослеживания, представления о постоянстве предметов, слуховой локализации и восприятия пространства;
- формирование и развитие навыков самообслуживания, в том числе базовых навыков (жевания, глотания);
- формирование познавательной активности;
- развитие мелкой моторики (формирование захватов: кулак, щепоть, пинцет);
- развитие манипулятивной деятельности с предметами;
- формирование игровой деятельности;
- формирование понятий и представлений об окружающем мире;
- компенсация нарушений и расстройств чувственной интеграции ребенка, базальная стимуляция;
- развитие коммуникативной деятельности;
- развитие навыков социального взаимодействия;
- развитие восприятия.
Направления работы психолога в социальной сфере:
- установления контакта, формирование доверительных отношений, безопасных границ;
- управление стрессом и поведением;
- формирование навыков самообслуживания;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- формирование и развитие игровых навыков;
- обучение детей играть, соблюдая правила и границы другого человека;
- социально-психологическая адаптация детей к группе сверстников.
Работа психолога с родителями:
- работа горя, принятие ребенка;
- профилактика эмоционального выгорания родителей;
- повышение родительских компетенций и укрепление привязанности;
- психологическая помощь и поддержка;
- обучение родителей игровому взаимодействию с ребенком;
- консультирование родителей по вопросам развития и воспитания.
Направления работы инструктора по АФК:
- проведение углубленной диагностики мобильности по МКФ;
- нормализация мышечного тонуса;
- укрепление мышечного корсета;
- развитие и формирование возрастных двигательных умений (переворачиваться, садится, сидеть, вставать на четвереньки, ноги, перешагивать, подниматься по лестнице и т.д.), развитие координации.
На занятиях родителей обучают, как правильно в домашних условиях ребенка позиционировать, выполнять специальные упражнения.