Фламинго - Развитие речи у детей раннего возраста.
Служба лечебной педагогики

logo2

Решаем вместе
Есть вопрос?

Важный этап развития речи приходится именно на ранний возраст ребенка, продолжающийся от нуля до трех лет, однако по ряду причин речь может начать развиваться с отставанием от норм онтогенеза. Поэтому в течение всего периода раннего детства родителям рекомендовано обращать внимание на процесс развития своего ребенка, контролировать основные параметры развития.

Доречевой период

Предпосылки понимания речи

Как оценить?

- ребенок реагирует вздрагиванием, замиранием или плачем на резкие и громкие звуки

- реагирует на знакомые голоса, улыбается

- малыш, услышав голос, пугается, может заморгать, слегка напрячься или начать двигаться по-другому, заплакать или, если плакал, — замолчать

- поддерживает зрительный контакт с тем, кто с ним разговаривает: смотрит на глаза, рот, проявляет реакцию сосредоточения

Поводы для беспокойства:

- ребенок не проявляет никаких реакций в случае обращения к нему

- при произнесении взрослым звуков, слов, улыбке, малыш не фиксирует свое внимание на лице говорящего, не притормаживает двигательные реакции.

Собственная доречевая активность

Как оценить?

- развитие речи начинается с крика новорожденного, к третьему месяцу жизни крик приобретает разную интонационную окраску

- в 2 месяца начинает гулить

- в 3 месяца гуление становится разнообразным и интенсивным, произносит звуки и звукосочетания протяжно, певуче (а-а, а-га, а-ги, а-гу),  в этот период у ребенка можно выделить гласные звуки а,у,э ряд согласных п,б,м,к,г,х

- в 4, 5 месяцев появляются первые слоги «ма», «ба», «па»

- в 6, 7 месяцев повторяет за взрослым слоги и звуки, подражая его интонациям, подолгу лепечет, повторяя одни и те же слоги «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па», появляются согласные «з», «с», «в», «ф»

  Поводы для беспокойства:

- отсутствие крика

- крик очень тихий в виде отдельных всхлипываний или вскрикиваний

- отклонение кончика языка в сторону во время крика

- однотипный крик без вариаций в интонациях

- малыш не гулит, либо звуки отличаются однообразием, произносятся редко     и тихо

- отсутствие лепета

- отмечается гнусавость голоса (носовой оттенок голоса)

Собственная речевая активность

до года

 

Как оценить?

- в 8, 9 месяцев появляются первые осознанные слова: «мама», «папа», «баба», «дай»

- в 10, 11 месяцев формируется собственный язык, понятный только близким, называет отдельными слогами различные предметы (собака – «ав», корова – «му» и др.)

- в 12 месяцев понимает более 20 слов и произносит 5-10 облегченных слов

  Поводы для беспокойства:

- отсутствие или слабая речевая активность

- не появились слова

                                1,5 года

Как оценить?

- словарный запас увеличивается до 40-70 слов

- малыш произносит все гласные и часть согласных

- использует простые предложения, например: «дядя би-би», «ляля бах»

  Поводы для беспокойства:

- словарный запас менее 40 слов или их отсутствие (речь на уровне лепета)

- не пытается строить предложения

- молчит, а свои просьбы выражает преимущественно жестами

                                      2 года

Как оценить?

- малыш использует от 150 до 300 слов

- ему доступны все согласные звуки, кроме ш, ж, ч, щ, л, ль, р, рь, звуки с, з, ц могут быть смягченными

- активно пользуется речью, может отвечать на вопросы

- активно изменяет отдельные слова по падежам, лицам и времени

- использует фразы, состоящие из трех слов, среди которых не только существительные и глаголы, но и прилагательные

Поводы для беспокойства:

- словарный запас маленький или речь остается на уровне лепета

- произносит только первый слог от слова

- отсутствие фраз, предложений

- не вступает в диалог, не отвечает на вопросы, не смотрит в глаза

                                            3 года

 

Как оценить?

- словарный запас ребенка от 400 до 800 слов

- могут рассказать о прогулке, мультфильме

- в большинстве случаев речь понятна окружающим

- изменяет слова по родам, падежам, лицам и времени

- в речи часто использует прилагательные, наречия, местоимения, предлоги

- предложения строит из 3-4 слов

- фонетические ошибки еще являются нормой (например, свистящие звуки заменяются свистящими)

- ребенок может запомнить и пересказать небольшие стихи и сказки

Поводы для беспокойства:

- ребенок не произносит слова, фразы, предложения

- согласование частей речи отсутствует

- переставляет звуки и слоги даже в простых словах

- отсутствуют предлоги

- фразы состоят из 1-2 слов и в них присутствуют только существительные и глаголы

- речь непонятная, смазанная, во время речи высовывает язык

СЛУЖБА ДОМАШНЕЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

raduga

Полисенсорный подход в реабилитации

Заставка

 

logo    org gosuslugi   WhatsApp Image 2022 08 22 at 14.15.04      Нац проекты

1

 

 

842f38c9 b469 4dea 886b 3026fadfb449

 mfc        FIN       doverie