Напомним, в конце 2016 года проект «Семейный круг» по социальной поддержке семей с детьми-инвалидами раннего возраста, вошел в число лучших в конкурсе инновационных социальных проектов, проводимом Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва) www.fond-detyam.ru. Реализация проекта «Семейный круг» готовит детей-инвалидов раннего возраста для прохождения комплексной реабилитации в специализированных учреждениях. А также помогает родителям достойно справляться с трудной жизненной ситуацией.
Опыт работы с детьми-инвалидами раннего возраста в центре «Фламинго» уже активно распространяется среди специалистов учреждений по работе с детьми-инвалидами Кемеровской области.
- Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Фламинго» не первый год изыскивает возможности для работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов раннего возраста. Уже можно говорить о программе психолого-педагогического сопровождения семьи, которая предполагает семейно-центрированный подход. Она учитывает не только особенности ребенка, но и семьи, то есть работает с системой «ребенок-родители». Основной принцип этой программы - активное вовлечение родителей в работу по развитию ребенка, - рассказал Игорь Александрович ПОЛКОВНИКОВ, директор МБУ РЦ «Фламинго». – Еще в 2012 году в проекте «Новые возможности. Лекотека» было заложено начало для программы ранней помощи. Цель создания лекотеки предусматривала обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев с нарушениями развития для социализации, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям. В лекотеке была создана специальная зона для детей раннего возраста. Здесь сосредоточены игрушки для адаптации и расположения ребенка, манипуляции, рассматривания, игрушки для развития сенсомоторики и двигательных навыков. После того, как центр «Фламинго» с проектом «Семейный круг» выиграл грант московского Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, служба ранней помощи начала расширяться и активно развиваться в реабилитационном учреждении.
Появилась новая площадка для работы по ранней помощи - социальная гостиная, это помещение, оснащенное современным оборудованием и игрушками, ориентированными на детей раннего возраста. Социальная гостиная активно используется в работе с семьями и детьми-инвалидами. Проводятся консультативно-диагностические приемы, игровые сеансы, коррекционные занятия. Помещение социальной гостиной организовано таким образом, чтобы дети чувствовали себя здесь в безопасной обстановке, быстро адаптировались и легче шли на контакт со специалистами. Предметно-развивающая среда кабинета обеспечивает максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создаёт возможности для развития познавательных процессов, двигательных навыков, речи и эмоционально-волевой сферы.
- Не остались у нас без внимания и родители детей-инвалидов раннего возраста, ведь они, находясь в трудной жизненной ситуации, помимо повышения педагогической компетенции нуждаются также в коррекции эмоциональной сферы. Особенно мамы малышей, - пояснил Игорь Александрович. – Им свойственна повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость, обидчивость, она принимает все близко к сердцу и легко расстраивается. Им нужна отдельная площадка, где можно находиться без детей и проводить психотерапию.
Поэтому в центре «Фламинго» появился новый кабинет психологической разгрузки. Здесь созданы условия для релаксации и аутогенной саморегуляции с помощью аудио-визуального комплекса «Диснет», воздушно-пузырьковой панели, мягкой музыки.
Следующим шагом в реализации проекта «Семейный круг» и развитии ранней помощи в центре «Фламинго» явилось создание междисциплинарной службы, то есть медико-психолого-педагогическое сопровождение семьи с ребенком-инвалидом от 0-3 лет. Междисциплинарная служба необходима для ранней диагностики нарушений у детей и проведения с ними своевременных коррекционных мероприятий. Что ведет к улучшению качества их жизни, изменения позиции близких ребенку взрослых в отношении к нему. Междисциплинарная служба - это группа специалистов: педиатр, врач ЛФК, психолог, логопед, инструктор ЛФК, невролог, социальный педагог, специалист по социальной работе. Специалисты оценивают возможности ребенка и рекомендуют специфические приемы реабилитации такие как: бобат-терапия, ава-терапия, эрготерапия, метод мягкой техники мануальной терапии, занятия в сенсорно-двигательном зале, лечебная гимнастика на батуте, тренажеры. Кстати говоря, приобретение всего необходимого оборудования тоже стало возможным именно благодаря реализации в центре «Фламинго» грантового проекта «Семейный круг». (О всех перечисленных методах реабилитации мы подробно рассказывали на сайте центра «Фламинго»! – Прим.автора).
Гости из Москвы, посетившие реабилитационный центр «Фламинго» в рамках Дней Москвы в Кузбассе, были впечатлены работой учреждения и остались очень довольны подобному обмену опытом.
О прошедших Днях Москвы в Кузбассе и встрече кузбасских и московских коллег на базе центра «Фламинго», читайте на нашем сайте в рубриках: печатные и видеоматериалы.
Сегодня в центре «Фламинго» завершился июньский курс реабилитации, который проходила и Анастасия Осипова. Она нарисовала большой плакат с благодарностями воспитателям, подарила женщинам цветы и сочинила новое стихотворение «Прощальное»…
Напомним, об Анастасии Осиповой, 17-летней воспитаннице центра «Фламинго» мы писали совсем недавно в рубрике «Истории успеха».
Настя сочиняет стихи, пишет рассказы, повести, эссе, сказки и очень-очень хочет стать настоящей писательницей!
Центр «Фламинго» Анастасия посещала больше 10 лет и вот сегодня – последний день ее пребывания здесь. Скоро ей 18, в следующем году девушка закончит школу и уедет учиться в Новосибирск.
- Мне захотелось сделать что-то необычное, праздничное, красивое, чтобы отблагодарить моих любимых воспитателей, которые все эти годы были рядом со мной, поддерживали, слушали, помогали, - рассказала Настя. – Дома я нарисовала большой плакат со словами благодарности, наклеила на него стикеры с пожеланиями воспитателям, а потом слова пришли в голову сами собой, и у меня сложилось новое стихотворение о Центре, его воспитанниках, моих любимых воспитателях, врачах, поварах… С утра я встала, нарезала в огороде букет потрясающих пионов и поехала на свой последний день реабилитации в Центр.
«Прощальное»
Когда-то много лет назад,
Порог «Фламинго» я переступила.
И воспитателя здесь каждого,
Я всей душою полюбила.
Играли с нами вы всегда,
Стихи мы разные учили.
Нам скучно не бывало никогда,
Всегда вы рядом с нами были.
За вкусное питание в столовой,
Благодарю я поваров.
Еда такая вкусная и разная,
Что не найти и слов.
Врачам огромное спасибо!
Из года в год здоровье укрепляли.
И научили правильно ходить
Очень усердно вы мне помогали.
На сцене вместе выступали
И мамам делали открытки.
На улицу гурьбой бежали,
На лицах наших сияли улыбки!
- Нас очень тронуло Настино внимание, - признается Людмила Степановна БИБИКОВА, воспитатель стационарного отделения центра «Фламинго». – Сегодня мы на смене были с Еленой Валерьевной Погожевой, так растрогались прямо до слез. Всегда очень жаль расставаться с такими замечательными детьми. Но в то же время от души желаем нашим выпускникам, чтобы у них все сложилось в жизни замечательно, чтобы нашли себя, осуществили свои мечты, чтобы не сидели дома, ведь после «Фламинго» жизнь не заканчивается, она продолжается, и чем взрослее становятся наши выпускники, тем насыщеннее и интереснее должна быть их жизнь! Настенька, огромное тебе спасибо за все!
Педагоги дополнительного образования Ольга Шилина и Татьяна Сумбаева занялись с воспитанниками лепкой из фарфора и литьем из бумаги.
- Занятия творчеством предполагают работу с разного рода материалами. При лепке фигурок, которые мы изготавливаем с воспитанниками Центра на занятиях в студии «Пирамидки», теперь используется не только тесто или глина, но и холодной фарфор, с которым работать еще проще и интереснее. Этот пластичный состав более нежный и мягкий, что гарантирует сохранение чувства невесомости в готовых поделках, - рассказала Ольга Владимировна ШИЛИНА, педагог дополнительного образования отделения социально-трудовой реабилитации МБУ РЦ «Фламинго», руководитель студии «Пирамидки». - Творческий процесс лепки из фарфора – не ограничен, мы с ребятами всегда руководствуемся нашей фантазией. Чаще всего лепим цветы.
У каждого мастера, занимающегося изготовлением изделий из холодного фарфора своими руками, есть свой, никому не передаваемый рецепт, разработанный им самим после продолжительных поисков. Ольга Владимировна использует такой: стакан крахмала, тщательно перетереть с вазелином в пропорции 2:1. Во время перемешивания добавить щепотку пищевой соды на кончике ножа, постепенно вливать клей ПВА, добиваясь необходимой густоты. Готовой массе придаем цвет акварелью, гуашью или акрилом.
- Лепкой изделий из холодного фарфора мы занялись с воспитанниками центра «Фламинго» совсем недавно и приятным удивлением могу сказать, что эта техника оценена не только детьми, но и родителями, которые присутствуют вместе со своим чадом на моих занятиях, - рассказала Ольга Шилина. - Лепка теплой массы значительно уменьшает боли в руках, улучшает крово- и лимфообращение, помогает справляться с сезонными обострениями артритов, артрозов и подагры. А ювелирная работа с мелкими лепесточками значительно улучшает мелкую моторику, что способствует улучшению мозговой деятельности и нормализации нервной системы.
Еще больше о художественной лепке из холодного фарфора читайте здесь.
Еще один творческий метод занятий с детьми, проходящими реабилитацию в центре «Фламинго», внедрила в свою работу Татьяна Николаевна Сумбаева, педагог дополнительного образования отделения социально-трудовой реабилитации МБУ РЦ «Фламинго», руководитель студии «Фантазеры». Она предложила использовать метод бумажного литья.
- Этот метод прост: вначале замешивается смесь бумажной массы, которая заливается в полые силиконовые заготовки, повторяющие точные формы будущей скульптуры. Затем бумага прессуется и сушится при помощи вакуумного насоса. Сухую и сформировавшуюся заготовку извлекают из формы и начинают «доводить до ума» при помощи хирургического скальпеля, - рассказала Татьяна Николаевна. - С помощью простых приспособлений из бумажной макулатуры, методом литья из бумаги можно выполнить великолепные украшения ручной работы. Например, очень артистичные фигурки, обложки книг, календарей и оформления различной подарочной упаковки. С одним из наших воспитанников Степаном Поздняковым мы даже изготавливали целую семью Смешариков.
Данная техника дает прекрасную возможность для творчества, как воспитанников, так и педагогов. Момент печатания оттисков вызывает у детей любопытство, желание непременно довести работу до конца, чтобы увидеть конечный результат своего труда, и не просто труда, а творческого труда, которое помогает раскрыться ребенку в полной мере: развить воображение, память, свободно выражать свои мысли.
Еще больше информации о новой технике бумажного литья и небольшой мастер-класс читайте здесь.
Уважаемые родители! Обратите внимание!
В августе и сентябре 2018 года Центр будет закрыт на капитальный ремонт.
Прием и запись на курс в эти месяцы в Реабилитационном центре вестись не будут.
О начале новых записей на реабилитацию и открытии Центра после ремонта, мы сообщим дополнительно.
Следите за новостями на нашем сайте!
Уважаемые дети и родители!
Коллектив центра «Фламинго» приносит свои извинения в связи с закрытием учреждения. Надеемся, на ваше понимание.
Администрация МБУ РЦ «Фламинго»