Инструктор по физической культуре Елисеенко Наталья Алексеевна прошла повышение квалификации в Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Институт временного образования» по дополнительной профессиональной программе «Сенсорная интеграция при работе с детьми с расстройством аутического спектра и детьми с ОВЗ».
Наталья Алексеевна давно использует сенсорную интеграцию в процессе реабилитации, постоянно повышая свой уровень знаний и умений. Она решила поделиться опытом работы.
О сенсорной интеграции в реабилитации
Инструктор по физической культуре Елисеенко Н.А.
Большинство детей, имеющих какие-либо отклонения в развитии речи, двигательной и эмоциональной сферы, проблемы с обучением, поведением, общением, имеют нарушение работы сенсорных систем. В связи со сложившейся ситуацией возникает множество вопросов: как работать с такими детьми? Как повысить эффективность учебно-воспитательного процесса? Как добиться положительной динамики в физической подготовленности детей? Этим требованиям отвечает методика сенсорной интеграции.
Известно, что для успешного развития ребенка важна его способность воспринимать и обрабатывать информацию, которая поступает извне, а также которую сообщает его тело и органы чувств.
Сенсорная интеграция – процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств (осязание, вестибулярный аппарат, ощущение тела или проприоцепция, обоняние, зрение, слух, вкус), затем организует их и интерпретирует так, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
К основным признакам нарушения сенсорной интеграции относят: слабый мышечный тонус, нарушение координации, трудности в удержании позы, трудность в усвоении новых движений, трудности в различении правой и левой сторон, проблемы с поведением (гиперактивность, повышенная отвлекаемость, переутомляемость), задержка развития речи.
С помощью этой методики мы решаем целый спектр проблем. Она позволяет улучшить физическое развитие детей, внимание, концентрацию, зрительные и слуховые способности, что естественным образом положительно сказывается на общем развитии и самооценке ребенка. Методика подходит для работы, как с детьми с ограниченными возможностями здоровья, так и с нормотипичными детьми.
Игра – наиболее эффективное средство получения сенсорного опыта. На занятиях по физической культуре ребенок вовлекается в такие виды активности, которые выглядят как игра, но на самом деле являются серьезной работой для ребенка. Активно играя, дети получают информацию от рецепторов всех чувств: осязание, вестибулярный аппарат, ощущение тела или проприоцепция, обоняние, зрение, слух, вкус.
Цель работы по развитию процессов сенсорной интеграции – усиление, сбалансирование и развитие обработки сенсорных стимулов центральной нервной системой. Развитие у детей имитационных способностей, стимулирование к выполнению инструкций, формирование навыков произвольной организации движений, воспитание коммуникативных функций и способностей взаимодействовать в коллективе. Поэтому на занятиях физической культурой я ставлю определенные задачи:
Реализуя данные задачи можно добиться следующих результатов:
Я, как инструктор по физической культуре, работая над точностью движений, координацией, балансом, вестибулярным аппаратом, использую элементы сенсорной интеграции, понимая особенности работы по этой методике, и благодаря этому добиваюсь высоких результатов даже у детей с выраженными нарушениями, для остальных детей это отличная профилактика.
Одним из любимых праздников, широко отмечаемых в России, является Новый Год. Рады ему и дети, и взрослые. Новогоднее настроение создается не только разноцветьем огней, запахом мандаринов и другими атрибутами этого праздника, но и предновогодними утренниками.
В преддверии праздника в ГАУ «КРЦ «Фламинго» сотрудники подготовили и провели представление «Время волшебства!» для детей с фенилкетонурией.
С приветственным словом и поздравлениями в начале представления обратилась министр социальной защиты населения Кузбасса Елена Геннадьевна Федюнина.
Что может быть приятней, чем дарить радость детям! В завершении мероприятия каждый присутствующий получил специальный новогодний подарок от губернатора Кемеровской области.
Было приятно видеть сияющие глаза детей и родителей. Праздник был полон солнечных улыбок, детского смеха и отличного предновогоднего настроения.
23 декабря 2022 года состоялось торжественное награждение
сотрудников социальной защиты населения Кузбасса по итогам работы в этом году. Среди награжденных были и сотрудники ГАУ «КРЦ «Фламинго».
Директор Игорь Александрович Полковников награжден Серебряным нагрудным знаком «Кузбасс».
Заведующей отделением социально-трудовой реабилитации Елене Александровне Зюськиной была вручена Благодарность министра социальной защиты населения Кузбасса за добросовестный труд, безграничную преданность профессии, неравнодушие и милосердие, достижение высоких результатов в социальной сфере Кузбасса и по итогам деятельности за 2022 год.
Новый год – это волшебный праздник! Его долго ждут, веря в сказку и чудо. Сотрудники Центра «Фламинго» подготовили для ребят, находящихся на курсе реабилитации, замечательное новогоднее представление.
В программе танцы, песни, хороводы, игры с героями, конкурсы. Разноцветные, сверкающие гирлянды и ярко украшенная ёлочка принесли детям ощущение чуда. С самого начала представления сказочные герои Заяц, Метелица и Тоска зеленая увлекли детей в волшебный мир приключений. После представления все ребята получили долгожданные подарки от Деда Мороза и Снегурочки.
Присутствовавшие получили заряд положительных эмоций и бодрого предновогоднего настроения. А для нас лучший подарок к Новому году – это видеть счастливые глаза детей и благодарных родителей.
Спасибо нашим друзьям – Кемеровской региональной общественной организации помощи в решении социальных проблем человека «Надежда» за предоставленные сладкие подарки.
Поздравить с наступающим Новым годом воспитанников Центра «Фламинго» приехали финалисты межрегионального конкурса «Лучший Дед Мороз Сибири – 2022». Увлекательную новогоднюю сказку представили артисты из Культурного центра «Бачатский». Представление было ярким, познавательным и живым, ребят вовлекали в процесс с помощью игр. А в завершении детям вручили новогодние сувениры из фонда ежегодной благотворительной акции «Ангел надежды».