В гостях у ребят, посещающих центр «Фламинго» побывала необычная и очень талантливая девушка – Ирина Шрейбер – композитор, автор песен, лауреат международных конкурсов, победительница городского конкурса «Кемеровчанка года-2013» в номинации «Преодоление».
На традиционном пятничном концерте Ирина исполнила свои авторские композиции.
- Меня так тепло встретили ребята, так аплодировали мне, так им понравились мои песни, что я осталась очень довольна посещением центра «Фламинго» и обязательно приду в гости к вам еще ни раз, - рассказала Ирина.
Елена ЗЮСЬКИНА, зав.отделением социально-трудовой реабилитации, фото автора.
(Интервью с Ириной Шрейбер читайте в следующем номере газеты «Фламинго»)
Силами студентов ГОУ НПО «Профессиональное училище № 48», под руководством мастера группы Натальи Ивановны Кобанко проведена масштабная побелка и покраска всего второго этажа центра «Фламинго»!
Работа у 14 ребят-маляров из группы М-145 спорилась: сделали все быстро, но качественно, конечно, под чутким руководством Натальи Ивановны. Для этих студентов-первокурсников это первый практический опыт побелки и покраски стен.
- Группа ребят, работающих в Центре, это выпускники коррекционных школ, - рассказала нам Наталья КОБАНКО. – Но это не значит, что они не стараются и делают все спустя рукава, напротив, каждому из них хочется показать, какой он, пусть пока небольшой, но уже специалист в своем деле. Поэтому работу свою ребята сделали чисто и тщательно. Ведь побелка стен – процесс не легкий.
Напомним, это уже не первый опыт сотрудничества центра «Фламинго» и «Профессионального училища № 48». Два года назад студенты-столяры – 20 будущих специалистов – на уроках производственного обучения изготовили новые поручни для стационарного отделения центра «Фламинго» и сами смонтировали их.
Работа с детьми с нарушением в развитии и их семьями – дело очень сложное.
Это связано не только с характером патологии и возрастом ребенка, но и с необходимостью тесного сотрудничества с семьей или другими взрослыми, ответственными за уход и воспитание. Без этого взаимодействия успеха добиться практически невозможно.
В последнее время в России учреждения, занимающиеся реабилитацией и психолого-педагогическим сопровождением семей, воспитывающих детей с нарушениями или выраженными проблемами развития, стараются активно использовать зарубежный опыт.
В 2001 в г. Москва в рамках программы «Помощь детям-сиротам России» разработали модель «Российской лекотеки». Первая лекотека была открыта в 1980 году в Америке. Сейчас там существует целая сеть этих уникальных обучающих и ресурсных центров, которые обслуживают тысячи детей с проблемами в развитии.
В настоящее время «Российская лекотека» – служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи для семей, воспитывающих детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.
Лекотека представляет собой предметно-развивающую среду, ориентированную на стимуляцию игровой деятельности, выявление и коррекцию особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья в раннем возрасте; так же организуется естественное взаимодействие ребенка с членами семьи, в процессе которого формируются базовые структуры личности и развитие различных психических процессов.
Родители являются активными участниками всего коррекционно-развивающего процесса. Они учатся взаимодействовать с ребёнком так, чтобы активизировать его развитие.
Отличительной особенностью лекотеки в центре «Фламинго» является работа с каждым ребенком по индивидуальной программе. Специалист лекотеки индивидуально для каждого ребенка подбирает конкретное содержание психолого-педагогической помощи, которое обсуждается с родителями.
Занятия проводятся:
1. по сенсомоторной коррекции - активизируют двигательную сферу, сенсомоторную активность детей; способствуют формированию пространственных представлений, развитию общей и мелкой моторики, регуляции мышечного тонуса и обогащению эмоционального опыта в процессе деятельности, что, в конечном итоге, формирует основу для общего интеллектуального, физического, эмоционального развития ребенка;
2. по игровой терапии - в ходе игры у малыша развиваются основные формы мышления, воображение, коммуникативные навыки, речь; в игре малыш учится всему без усилий и с удовольствием;
3. по формированию коммуникативных навыков - у ребенка развивается желание вступать в общение с другими людьми, формируются речемыслительная и познавательная деятельность, устанавливаются основы социального поведения.
Клиенты лекотеки – дети с нарушениями развития или выраженными психогенными расстройствами, а также члены их семей. Вид и природа нарушений развития ребенка могут быть разными: двигательными, умственными, сенсорными, коммуникативными, эмоциональными или поведенческими.
Для чего нужна Лекотека?
Основная цель Лекотеки: создание благоприятных условий для развития личности ребёнка и психологической поддержки его семьи.
Задачи Лекотеки.
Обучение проходит в форме игры.
Специалисты уверены, что взрослые, воспитывающие ребенка с особыми нуждами, должны воспринимать игру, как жизненную необходимость для детей раннего возраста. Ведь это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения. Родители должны быть готовы обыграть любую текущую ситуацию. А действия взрослых при этом должны быть выразительными, мягкими и адекватными возможностям ребенка.
Игра – основная деятельность ребёнка, поддерживаемая Лекотекой. Специалисты Лекотеки в центре «Фламинго» рассматривают игру как особый вид активности ребёнка, появляющийся в младенчестве и усложняющийся по мере развития, организующийся и поддерживаемый взрослым, добровольный и приносящий радость, позволяющий ему в безопасной ситуации наращивать свой эмоциональный и социальный опыт, творчески получать знания и совершенствовать навыки, выражать мысли и чувства.
Основные формы работы Лекотеки
Консультация – это встреча специалиста Лекотеки с родителями, во время которой реализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей.
Основная задача: профилактика возникновения более серьёзных проблем в развитии. Специалисты дают родителям исчерпывающую информацию по каждому вопросу, знакомят их с разными способами решения имеющейся проблемы, чтобы в будущем они могли заниматься с ребёнком в домашних условиях самостоятельно.
Диагностический игровой сеанс представляет собой совместную игру родителей с ребенком в специально оборудованном зале. Специалист ведет наблюдение за происходящим, в идеале фиксируется на диск
Основная задача: диагностика уровня развития ребёнка и обследование детско-родительского взаимодействие
Терапевтический игровой сеанс — игровое взаимодействие специалиста с ребенком в присутствии, а иногда–с участием родителей.
Игровой сеанс - основная форма работы с детьми в Лекотеке.
Игровой сеанс направлен на:
- реализацию индивидуально-ориентированной программы сопровождения ребенка;
- оценку динамики психического развития и психологического состояния ребенка;
- нормализацию детско-родительского взаимодействия и преодоление поведенческих проблем ребенка;
- решение психологических проблем ребенка и его окружения.
Специалист планирует структуру игрового сеанса индивидуально для ребенка в соответствии с содержанием поставленных задач и требований.
В структуру игрового сеанса могут входить:
- наблюдение за свободной игрой ребенка, с целью оценки динамики психического развития и психологического состояния;
- сопровождение свободной игры ребенка, с целью решения задач индивидуально-ориентированной программы;
- наблюдение за совместной игрой ребенка и родителя, с целью обследования стратегий родительского поведения;
- совместная игра специалиста с ребенком и родителем, с целью решения задач индивидуально-ориентированной программы, обучения родителей техникам стимуляции и поддержки развития ребенка;
- индивидуальное занятие специалиста с ребенком, с целью решения задач индивидуально-ориентированной программы;
- беседа с родителями: обсуждение результатов совместной работы, планирование работы на дому.
Для того чтобы понять, как родители взаимодействуют с малышом, используется видео наблюдение за их игрой. Затем проводится анализ видеозаписей. Наблюдение за совместной игрой в зале позволяет увидеть характерный стиль поведения взрослых по отношению к своему малышу, отметить проблемные зоны. Иногда специалист смотрит видеозапись вместе с родителями, давая им возможность со стороны увидеть себя и реакцию ребенка на их поведение. Часто они сами могут заметить, что чрезмерно опекают малыша, вводят множество необоснованных ограничений, не дают возможности проявить инициативу в игре.
Ресурсы Лекотеки:
Деятельность Лекотеки связана с использованием вспомогательных средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка с особыми нуждами и окружающих его людей в игровую активность для обучения и развития общения в игре.
- Для детей раннего возраста - игрушки для адаптации и расположения ребенка, манипуляции, рассматривания, игрушки для развития сенсомоторики и двигательных навыков.
- Для детей среднего и старшего дошкольного возраста - игры для развития познавательных способностей и социального ориентирования, а также музыкальное развитие, сказкотерапия. Более сложные двигательные и сюжетные игры.
- Для родителей. Здесь проводятся консультации родителей, просмотр развивающих программ и видео, анализ и разбор занятий.
Материальная база Лекотеки должна включать как минимум следующие разделы:
Организация лекотеки в Социально реабилитационном центре «Фламинго»– первый в Кемеровской области - дает возможность семьям получить своевременную помощь в раннем выявлении характера и степени нарушения, определить индивидуальный путь развития и коррекции ребенка, научить родителей взаимодействовать с ребенком, чтобы активизировать его развитие. По сути деятельности лекотеки все взаимодействие происходит в игровой и дружественной форме с возможностями продолжить развитие в домашних условиях, т.е. сплачивает семью, улучшает семейный климат.
В кабинете Лекотека создаются благоприятных условий для развития личности ребенка, для формирования педагогической компетентности родителей детей-инвалидов, обучение их коррекционным методикам для применения в домашних условиях; оказывается психологическая поддержка семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и профилактика жестокого обращения с ребенком-инвалидом дома.
Марина КУРОПАТКИНА,
социальный педагог МБУ РЦ «Фламинго»
Совсем скоро в Комсомольском парке им. Веры Волошиной, рядом со СРК «Арена» состоится праздничное открытие одной из самых больших детских площадок в Кемерове.
Сегодня лично губернатор Кемеровской области Аман Тулеев и областные власти делают всё возможное, чтобы люди с ограниченными физическими возможностями чувствовали себя комфортно. Для удобства дома, магазины, больницы оборудуют пандусами, работает социальное такси для инвалидов-колясочников, проходят спартакиады, выделяются путевки на лечение в лучшие здравницы региона и с этого года в Крым.
Игровая площадка в Комсомольском парке особенная. Она предназначена для детей-инвалидов. Здесь качели, карусели, горки и песочницы оснащены пандусами. Это не первый специализированный комплекс для юных кемеровчан. Спортивно-игровые площадки для детей с ограниченными возможностями здоровья установлены в сквере по ул.40 лет Октября и на территории РЦ «Фламинго» (ул. Свободы, 9 А).
Кроме того, на открытии игровой площадки в парке им. Веры Волошиной состоится награждение детей-инвалидов в рамках реализации проекта «Интерактивный мир». Проект, созданный Фондом поддержки детей-инвалидов «Фламинго», стал победителем грантового конкурса, объявленного областной администрацией.
Главная задача проекта - предоставить детям-инвалидам возможность прикоснуться к миру интерактивности посредством работы в малых проектных группах по разработке сценария анимационного ролика, его режиссуре, поиску необходимой информации.
15 детей-инвалидов будут награждены планшетами «DIGMA», с помощью которых попробуют себя в роли сценариста, режиссера и аниматора мультфильма.
- Одна из приоритетных задач в работе губернатора – забота о детях с ограниченными возможностями. Аман Тулеев потребовал адаптировать максимальное количество спортивно-игровых детских площадок для отдыха детей-инвалидов. Губернатор попросил сделать все, чтобы дети могли комфортно играть на площадках, чтобы это было безопасно. Нужно, чтобы такие площадки появились во всех городах и районах области, – рассказали нам в администрации Кемеровской области.
Недавно центр «Фламинго» принял участие в проекте «Социальный навигатор» московского информационного агентства «Россия сегодня» (РИА Новости).
Проект направлен на освещение лучших региональных практик социализации детей.
Надо сказать, что центр «Фламинго» единственное в Кемерово учреждение, где оказывается комплексная реабилитация несовершеннолетним детям с ограниченными возможностями здоровья. Центр динамично развивается, совершенствуя модель оказания реабилитационных услуг, как в техническом оснащении, так и в усилении штата специалистов. В следующем году «Фламинго» отметит свое двадцатилетие.
Об инновационных методах работы с детьми ОВЗ корреспонденту РИА Новости рассказал директор МБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Фламинго» Игорь ПОЛКОВНИКОВ.
- Игорь Александрович, насколько востребован в настоящее время ваш центр?
- За первый год своей работы специалисты «Фламинго» смогли оказать помощь 61 ребенку. Перешагнем через почти двадцать лет и посмотрим на статистику сегодняшнего дня. В данный момент в Центре наблюдаются 1748 детей. Естественно за эти годы мы старались расшить возможности оказания помощи детям. Заработали медико-социальные, психолого-педагогические отделения, кабинеты диагностики, стационар, отделение дневного пребывания. Внедрялись новые методы работы, полным ходом шло техническое оснащение. У нас сильно развито направление творческой реабилитации, задача которой не столько развитие творческих способностей, сколько повышение уровня самооценки, развитие навыков и умений, а также мелкой моторики. К сожалению, число детей-инвалидов растет, поэтому мы не хвалимся востребованностью, мы говорим, что главная задача «Фламинго» - максимально рано и эффективно помогать детям, способствовать их успешной адаптации в общество.
- С какой возрастной категорией вы работаете?
- Мы принимаем детей от 0 до 18 лет. У нас большой штат профессионалов, которые оказывают помощь всем детям, независимо от поставленного врачами диагноза. Хочу отметить, что количество обращений в центр растет, но на сегодняшний день мы можем работать только с жителями Кемерово.
- Вы много работаете с детьми с ДЦП, в чем главная особенность реабилитации при этом заболевании?
- По опыту работы наших специалистов, отмечу, что сегодня у 60-80% детей с ДЦП есть потенциальные возможности для значительного восстановления нарушенных функций, но для этого необходимо вложить труд и знания специалистов и всех членов семьи, где воспитывается такой ребенок. При этом мы всегда говорим родителям: «ранее начало лечения – залог успеха и ваша роль в реабилитации огромна». Семья должна иметь навыки ухода за таким ребенком, владеть приемами массажа и лечебной гимнастики. Помимо занятий непосредственно с ребенком, специалисты центра очень тесно работают и с членами семьи. Главная ошибка родителей в том, что они недооценивают роль системной реабилитации.
- Вероятно, это связано с тем, что родители жалеют своего ребенка?
Да, вы правы. В семье ребенок с ДЦП часто развивается в условиях гиперопеки со стороны родителей, которые воспринимают его как слабого и больного. С годами это перерастает в большую проблему: приводит к социальной пассивности. Создается замкнутый круг – звено физических недостатков сменяет звено психических. Вырастая, ребенок оказывается неспособным к самостоятельной жизни не столько из-за своего дефекта, сколько из-за несвоевременного формирования личностного роста. Задача родителей и специалистов – разрыв этого порочного круга и создание условий для адекватного развития и формирования личности. Это очень кропотливая работа, но без нее успеха не добиться.
- Какие еще модели реабилитации детей с ОВЗ, существуют в вашем центре?
- Не так давно заработали социальная гостиная «Добрый дом» и Служба ранней психологической помощи. В настоящий момент в Кемерово 162 ребенка-инвалида в возрасте от 0 до 3 трех, поэтому оба проекта очень востребованы. Работа социальной гостиной, направлена на социальную поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов, а также профилактику социального сиротства. Основной принцип Службы ранней помощи – активное вовлечение родителей в процесс развития ребенка. В этом помогают специалисты, которые в ходе консультативно-диагностического приема, составляют план оказания помощи, включающий и необходимые упражнения, рекомендации и т.д. Самое главное – сформировать у родителя адекватное представление о проблемах и возможностях ребенка, научить видеть его положительные стороны, его достижения, успехи развития, а не только страшный диагноз.
- Спасибо!
Ссылка на проект: http://ria.ru/adaptation/