Инновационный проект
«Полисенсорный подход с использованием вариативного комбинирования в реабилитации детей с ограниченными возможностями»
Автор: Канаева Галина Юрьевна, учитель-дефектолог
Главная направленность практики – создание оптимальных условий для психофизиологического и социального развития детей с ограниченными возможностями.
Задачи проекта:
- Помощь в социализации и социальной адаптации через коррекцию нежелательного поведения и развития социально-бытовых навыков у детей-инвалидов.
- Развитие познавательной, двигательной и речевой активности путем интенсивного полисенсорного и экосенсорного воздействия с использованием разнообразных сенсорных площадок.
- Развитие сенсорных функций детей-инвалидов через воздействие на различные органы чувств и стимуляцию ощущений: тактильных, зрительных, слуховых, вкусовых, проприоцептивных.
- Экосенсорное воспитание детей-инвалидов через непосредственное взаимодействие с живыми растениями и природным материалом.
- Гармонизация психоэмоционального состояния детей-инвалидов и их родителей и ближайшего окружения в сенсорной комнате и комнате психологической разгрузки.
- Улучшение детско-родительских отношений путем привлечения родителей и ближайшего окружения в реабилитационный процесс и обучение их коррекционно-развивающим технологиям и методам.
Описание практики
Данный проект осуществляет междисциплинарная команда специалистов в составе дефектолога, логопеда, инструктора ФК, при необходимости привлекаются и другие специалисты центра «Фламинго».
При комплексном междисциплинарном воздействии специалистов разного профиля на детей с ограниченными возможностями используется различное специальное сенсорное реабилитационное пространство. В проекте задействованы: сенсорная комната, Сенсорный сад, сенсорно-двигательные залы, лекотека, комната психологической разгрузки, Социальная гостиная.
Каждое реабилитационное пространство позволяет решать определенные коррекционно-развивающие задачи, а продуманное зонирование помещений позволяет специалистам решать разнообразные психокоррекционные задачи. Так двигательные зоны кабинетов сенсорной интеграции и Сенсорного сада используются для стимуляции и коррекции двигательной активности, запуска речи, сенсорной интеграции у неговорящих детей, детей с нарушениями аутистического спектра, задержками психоречевого, моторного развития. Используя тактильные дорожки и подвесные модули можно активировать нервные окончания поверхностей стоп, развивать координацию движений, баланса, формировать новые межполушарные связи, запускать речь. Разнообразное сенсорное оборудование способствует развитию сенсорной, когнитивной и познавательной сфер. Использование разнообразных природных материалов: камней, шишек, коры деревьев, растений и т.д. способствует экосенсорному развитию детей.
За столами проводятся занятия с использованием развивающего и природного материала: деревянные игрушки и пособия, камешки, песок, вода, разнообразный по фактуре и цвету дидактический материал. Занятия благотворно влияют на развитие познавательных, речевых, коммуникативных и социальных навыков. Родители детей-инвалидов активные участники такого коррекционного процесса. Более того, они являются неотъемлемой частью команды. В ходе занятия они взаимодействуют со своим ребенком и специалистами, получают знания коррекционного воздействия, тренируют педагогические навыки, создают положительный эмоциональный фон, стимулируют и поддерживают своего ребенка.
А для развития и закрепления полученных навыков семьям, воспитывающих особых детей, в рамках реализации проекта «Домашнего микрореабилитационного центра» и службы проката выдается специальное оборудование на определенный промежуток времени для организации коррекционно-развивающей среды в домашних условиях. Что позволяет продолжать развивать детей с особыми потребностями в привычных и естественных условиях.
Основные этапы реализации проекта:
Проект реализуется на базе ГАУ «Кемеровский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Фламинго» и включает в себя следующие этапы:
- Организация междисциплинарной команды.
- Комплексная диагностика актуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и зоны его ближайшего развития.
- Разработка индивидуального плана коррекционно-развивающих занятий с учетом принципов полисенсорного подхода.
- Проведение коррекционно-развивающих занятий с использованием развивающего пространства сенсорных площадок с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка и принципов полисенсорного подхода.
- Промежуточная диагностика развития ребенка с целью оценки полученных результатов и корректировки индивидуального плана коррекционно-развивающих занятий.
- Проведение коррекционно-развивающих занятий с использованием развивающего пространства сенсорных площадок с учетом принципов полисенсорного подхода и внесенных изменений в индивидуальный план коррекционно-развивающих занятий.
- Итоговая диагностика ребенка с ограниченными возможностями здоровья в конце реабилитационных мероприятий.
- Оценка полученных результатов на основе анкетирования обратной связи, журнала отзывов и опроса.
Основные задачи работы с родителями:
- Помощь в ориентировке родителей в особенностях и проблемах ребенка. Формирование у родителей адекватного представления о проблемах и возможностях ребенка. Умение видеть положительные стороны ребенка, его достижения, успехи, развитие, а не только его нарушения, диагноз, некомпетентность в каких-то ситуациях.
- Формирование активной позиции родителей в помощи ребенку. Вовлечение родителей в работу по реализации индивидуально-ориентированной программы сопровождения.
- Обучение родителей навыкам эффективного взаимодействия с ребенком, в т.ч. адекватным способам поддержки развития.
- Поддержка позитивного стиля взаимодействия родителя с ребенком.
- Помощь родителям и членам семьи в разрешении психологических проблем, связанных с особенностями развития ребенка.
Ожидаемые результаты:
Применение в реабилитационной работе полисенсорного подхода с использованием вариативного комбинирования
- поможет в социализации детей-инвалидов, способствуя развитию познавательной, сенсорной, двигательной, коммуникативной, эмоциональной, функций;
- нормализует психоэмоциональное состояние детей-инвалидов и их родителей и ближайшего окружения;
- улучшит детско-родительских отношения за счет повышения компетентности родителей в развитии детей и применения полученных знаний в привычной семейной обстановке в процессе ежедневного взаимодействия.