Напомним, фонд «Фламинго» выиграл грант Департамента социальной защиты населения Кузбасса в размере 295 тысяч рублей!
На полученные средства специалисты реабилитационного учреждения ездят по стране и повышают свою квалификацию в лучших учебных заведениях России.
Проект «Новые знания в Кузбасс» направлен на социальную поддержку семей с детьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество.
Цель проекта - внедрение современных общемировых методов и практик в систему комплексной реабилитации детей Кемеровской области.
Благодаря средствам областного бюджета, большая часть специалистов центра «Фламинго» уже обучилась современным общемировым методам реабилитации.
Сегодня расскажем о методе работы с детьми страдающих детским церебральным параличом, перенесших черепно-мозговую травму и острое нарушение мозгового кровообращения. Это - бобат-терапия.
Заведующая отделением медико-социальной реабилитации Светлана Анатольевна Кулебакина прошла повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Методика Бобат для детей» в Международной академии медицинской реабилитации в городе Нижний Новгород.
Бобат-терапию Светлана Анатольевна уже применяет и в реабилитации детей, посещающих центр «Фламинго»! Добавим, что наш Центр – это единственное место за Уралом, где начали внедрять новую методику по полной программе! Конечно, отдельные элементы бобат-терапии давно и успешно применяются в различных реабилитационных центрах по всей стране. Однако, Светлана Анатольевна, пройдя специальный курс обучения по методике бобат, обладает полным спектром упражнений и элементов нового направления в реабилитации детей в центре «Фламинго»!
О пре имуществах бобат-терапии, кому и зачем она показана поговорим сегодня с заведующей Светланой Кулебакиной.
- Светлана Анатольевна, расскажите, в чем суть нового бобат-направления в работе с детьми-инвалидами?
- Бобат-терапия получила наименование и стала известна под ним по фамилии ее разработчиков, лондонской супружеской пары – физиотерапевта Берты Бобат и ее мужа, нейрофизиолога Карла Бобата. В 40-х годах прошлого века Берта предложила кардинально новый, неожиданный подход к вопросу восстановления больных, чье заболевание сопровождается спастическими поражениями мускулатуры. Он был основан на многолетних наблюдениях и личном опыте физиотерапевта. Основной идеей стало взаимодействие психики с телом, вследствие которого лечению подвергался не отдельный орган, а организм в целом. Преследуемая цель – выработка управляемых, целесообразных и осознанных движений с параллельным снижением мышечных спазмов и напряжения. Бесценный практический опыт несколько позже систематизировал, обобщил и обосновал с теоретической точки зрения супруг Берты. Высокая эффективность методики способствовала быстрому и широкому ее распространению по миру. В медицинских кругах бобат-терапия известна как нейродинамическая реабилитация.
- Какова же область применения методики?
- Наиболее широко и успешно применяется бобат-терапия при ДЦП, причем любой тяжести, как с затрагиванием высшей нервной деятельности, так и только с нарушениями двигательных функций. Однако эффективна она и при других заболеваниях. К ним относятся:
1. Разного рода дефекты, возникшие во время развития позвоночного канала.
2.Сколиоз различной степени тяжести.
3.Нарушения развития моторики: спастика, проблемы с координацией, гиперкинезы, нарушение двигательной управляемости.
4.Врожденные и приобретенные в раннем возрасте вывихи бедра.
5.Последствия травм (в частности, послеродовых), операций или заболеваний, которые привели к потере ребенком контроля над телом. Сюда можно отнести инсульты и побочные проявления воспаления мозга.
Конечно, полностью не всегда может помочь бобат-терапия, но результаты, однако, она дает гораздо более успешные, чем многие предшествовавшие ей методики.
- Светлана Анатольевна, кому нельзя применять бобат-терапию?
- Ограничений по применению нейродинамического восстановления немного, но они есть. Категорически запрещена бобат-терапия для лечения шизофреников. Очень аккуратно ее можно применять при эпилепсии. В легкой или латентной форме протекания обязателен постоянный контроль и более мягкий стиль занятий; в тяжелой - бобат-терапия должна быть исключена из списка допустимых лечебных мероприятий. Судорожная готовность в выраженной форме: определенные действия методики могут спровоцировать судороги. Рекомендовано также приостанавливать занятия, если хронические заболевания находятся в острой стадии.
- На достижение каких целей направлена бобат-терапия?
- Все действия бобат-терапии ориентированы на достижение одной из трех целей.
1. Запрещающее удерживание. При этом терапевт (или родители) тормозят судорожные, патологические, непроизвольные движения ребенка. Эта стадия носит название ингибиции.
2. Направляющие движения. Им предшествуют разнообразные растяжки, призванные снять тонусное напряжение мышц и убрать его фиксацию (физическую память тела). Далее терапевт двигает отдельными конечностями ребенка в правильном, нужном ритме и направлении. Тело должно запомнить верное движение, чтобы в дальнейшем в аналогичной ситуации автоматически использовать именно его. Этот этап получил название фацилитации.
3. Стимуляция ребенка на достижение желаемого результата. Обычно все занятия включают в себя привычные и любимые ребенком игры либо элементы обслуживания, которые со временем переходят в самообслуживание.
Все мероприятия должны проводиться командно, с участием не только терапевта и ребенка, но и с привлечением родителей, которые со временем заменят врача-инструктора. При этом лечение в первую очередь ориентируется на адаптацию малыша к обычной жизни.
- Светлана Анатольевна, расскажите об основных положениях бобат-терапии.
- Прежде всего, нейродинамическая реабилитация не должна следовать никаким точным схемам и догматическим подходам. Для каждого пациента бобат-терапия формирует индивидуальный подход. В основе методики – лечение движением, получившее название кинезитерапии. Специалист управляет движениями ребенка, одновременно контролируя его реакции на трех уровнях: голова – плечевой пояс – тазовый пояс. Когда одна из этих зон пассивно перемещается (руками терапевта), активизируются реакции выпрямления, равновесия. При нормальном развитии эти рефлексы закладываются и закрепляются между первыми шестью и восемью месяцами жизни, а простейшие – и вовсе начиная с одного месяца. Бобат-терапия помогает ребенку освоить все позиции, являющиеся естественными, без патологических, неправильных движений. Постоянное повторение поз – лежание, стойка на четвереньках, сидя или на корточках – закрепляет правильность движений и упрощает стабилизацию вертикального положения. Со временем правильные позиции начинают превалировать, вытесняя патологические и переходя на уровень безусловных рефлексов.
- Как начать терапию, приступить к курсу нейродинамической реабилитации?
- Приступить к курсу нейродинамической реабилитации можно в любом возрасте, начиная с грудничкового и заканчивая совершеннолетием. Но, как и любое другое лечение, чем раньше начнешь – тем более успешной окажется бобат-терапия. Отзывы говорят о том, что многие движения к трем годам настолько сильно прописываются на подкорке малыша, что избавить его от патологий и судорожных напряжений становится очень сложно. При первом посещении терапевт должен определить, с какими движениями у малыша наибольшие трудности, какие даются ему легче и требуют лишь корректировки. От этого будет зависеть набор растяжек, упражнений и позиций, которым нужно уделить максимальное внимание. Не менее важно для терапевта суметь определить, насколько настойчивы будут в терапии родители, и суметь научить их первоначальному необходимому минимуму.
- Светлана Анатольевна, методика Бобат уже начала применяться вами и в центре «Фламинго». Расскажите, как прошли первые занятия, можно ли говорить уже о каких-то результатах работы?
- Действительно. Сейчас я занимаюсь с одной из воспитанниц Центра. Еще раз скажу, что бобат-терапия – это прежде всего индивидуальный подход. Упражнения разрабатываются исходя из уровня развития ребенка и степени поражения его организма. Однако есть чаще всего применяемые движения, которые я активно использую на практике. Это такие как:
1. Разгибание конечностей и шеи в лежачем на спине положении.
2. В положении лежа на животе при согнутых руках (задействованы все суставы) – поднятие головы, выдвигание вперед рук с предварительным их покачиванием и встряхиванием. Под грудь подкладывается валик.
3. Стимуляция переворачивания: сегментарная ротация ног, таза и туловища в целом.
4. Ползание на четвереньках: перемещение рук и ног в правильной последовательности, без промежуточных лишних движений, с коррекцией постановки рук и контролем твердости упора.
5. Выработка правильной посадки: валик между бедрами, придерживание ребенка за руки с соблюдением правильности посадки и укладывания (без заваливания на бок).
6. Отработка перехода из сидячего (на кушетке) в стоячее положение.
Со временем вводятся более сложные упражнения, направленные на укрепление вертикальной стойкости и правильных движений при ходьбе. Последняя является довольно сложным физиологическим комплексом движений, так что требуется постоянный контроль верности положения всех составляющих тела, от ног до головы. Мы пока еще в самом начале пути, только-только начали применение новой методики на воспитанниках центра «Фламинго». Думаю, через пару месяцев уже можно будет говорить о конкретных результатах работы и успехах ребенка!
- Светлана Анатольевна, и последний вопрос: каких положительных результатов можно добиться с применением бобат-терапии?
- Несмотря на кропотливость и продолжительность, которых требует бобат-терапия, она с энтузиазмом применяется во всем мире, поскольку имеет ряд неоспоримых достоинств. Стабильность достигнутого. Все двигательные навыки, наработанные в процессе терапии, имеют необратимый характер и встраиваются непосредственно в личность пациента. Безопасность методики: исключены риски травматизма или инфицирования. Отсутствие любой медикаментозной нагрузки на организм. Отсутствие каких бы то ни было побочных эффектов. Дополнительным плюсом можно считать игровую форму, в которой ведется терапия: ребенок охотно принимает в ней участие, не воспринимая как лечение.
- Спасибо за ответы!
Нейродинамическую реабилитацию нельзя назвать курсом лечения. Скорее, она становится образом жизни – ежедневным и круглогодичным. Уделять ей внимание нужно постоянно, и чем больше, тем лучше. Надеемся, что большинство мам и пап пойдут на это очень охотно, ведь первые результаты бобат-терапии становятся заметны уже через месяц-другой регулярных занятий. Причем эти результаты настолько впечатляющи, что энтузиазм родителей возрастает в разы.
Если вас заинтересовала бобат-терапия, книга под названием «Бобат-концепция», составленная опытными специалистами в этой области Сью Рейн, Линзи Медоуз и Мэри Линч-Эллерингтон, вышедшая в 2013 году на русском языке, может дать вам развернутое представление об основополагающих принципах и подходах лечения. Однако самостоятельно его освоить, как утверждают специалисты, вряд ли получится: базовые навыки и глубинное понимание можно освоить, только наблюдая за действиями профессионального терапевта и прислушиваясь к его рекомендациям. Впрочем, когда задействуется бобат-терапия, обучение родителей ее приемам входит в задачу терапевта.
Добавим, осенью этого года заведующая отделением медико-социальной реабилитации Светлана Анатольевна Кулебакина также на средства областного гранта пройдет обучение в питерском филиале Международной академии медицинской реабилитации по курсу «Мануальная терапия в педиатрии».
Подготовила Ксения КРЫЛЫШКИНА,
фото автора.
На полученные средства специалисты реабилитационного учреждения смогут повысить свою квалификацию в лучших учебных заведениях России.
Проект «Новые знания в Кузбасс» был удостоен областного гранта в размере 295 тысяч рублей.
Тематическая направленность проекта: социальная поддержка семей с детьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество.
Цель проекта - внедрение современных общемировых методов и практик в систему комплексной реабилитации детей Кемеровской области.
Благодаря средствам областного бюджета, специалисты центра «Фламинго» смогли обучиться современным общемировым методам реабилитации. Освоить и внедрить в работу новые направления с детьми-аутистами, такие как: АВА-терапия, холдинг-терапия, сенсорная интеграция.
Кроме того, специалисты центра «Фламинго» пройдут курсы повышения квалификации и начнут применять новые методы работы с детьми страдающими детским церебральным параличом, перенесших черепно-мозговую травму и острое нарушение мозгового кровообращения. Это такие методики как: бобат-терапия (О ней мы расскажем в следующем материале. – Прим. автора), мануальная терапия.
В результате работы над проектом будут получены новые знания о современных общемировых методах и практиках работы с детьми-инвалидами. Внедрение новых методов в коррекционно-развивающие мероприятия поможет формированию навыков у детей-инвалидов, посещающих центр «Фламинго», необходимых в практической жизни, в повышении качества жизни детей с тяжелыми нарушениями развития.
- На сегодняшний день наиболее актуальной проблемой для специалистов реабилитационных центров, работающих с детьми с ограниченными возможностями, является получение новых знаний о современных технологиях работы. Для того чтобы помощь людям была эффективной, чтобы стать настоящим профессионалом своего дела, нужно обладать информацией о новых подходах и теориях, методиках, обмениваться опытом с другими специалистами, коллегами с большим стажем, которые могут показать и научить чему-то инновационному, - рассказал Игорь Александрович ПОЛКОВНИКОВ, директор МБУ РЦ «Фламинго». - Проект «Новые знания в Кузбасс» основан на обучении специалистов центра «Фламинго» новым приемам и методам работы с детьми ограниченными возможностями, что способствует обновлению знаний, закреплению приобретенных и формированию новых умений, навыков работы и усовершенствует реабилитацию. Полученные новые знания будут направлены на повышение эффективности реабилитации и развития детей с расстройствами аутистического спектра и нарушениями поведения, ДЦП и нарушениям мозгового кровообращения от 1,5 до 10 лет. Появится возможность распространить новые знания среди специалистов профильных учреждений Кузбасса.
Добавим, что часть средств гранта освоена! Специалисты центра «Фламинго» с успехом прошли обучение в различных учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода.
Осенью сотрудников учреждения ждут на обучающих семинарах и курсах повышения квалификации в Северной столице России!
И спешим вас обрадовать! В Реабилитационном центре «Фламинго» уже внедрены в работу новые, уникальные методы реабилитации, такие как: бобат-терапия, АВА-терапия, холдинг-терапия, служба ранней помощи.
Готовятся к открытию комната психологической разгрузки для родителей, зал сенсорно-двигательной интеграции, комната работы с детьми-аутистами.
Мы ждем поступления в Центр и новых тренажеров: гамака для йоги, троса, ботинок с пружинами и многого-многого другого.
Следите за новостями на нашем сайте! Мы начинаем знакомить вас с новинками и новыми направлениями в работе центра «Фламинго».
Ксения КРЫЛЫШКИНА,
фото из архива редакции (На фото: Психологи центра «Фламинго» на занятиях сенсорной интеграцией).
Комитет Совета Федерации Федерального Собрания РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию в Год экологии и Год особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации проводит конкурс детского рисунка «Природа родного края» и конкурса фоторабот «Экологические места России».
Работы победителей конкурсов будут представлены в стенах Совета Федерации. Победители будут приглашены для торжественного награждения в Москву на встречу с председателем Совета Федерации Валентиной Ивановной Матвиенко.
Все о правилах проведения вы найдете в Положении об организации и проведении Всероссийского интернет-конкурса детского творчества «Природа родного края», а также в Положении об организации и проведении Всероссийского интернет-конкурса «Экологические места России».
Информация Управления социальной защиты населения г.Кемерово.
Фото www.zivil.cap.ru
Уважаемые родители!
На главной странице сайта www.flamingo42.ru в разделе «Школа коррекции поведения» мы подготовили для вас три опросника.
Вы можете ответить на вопросы относительно своих детей, чтобы определить, есть ли причины для беспокойства. Конечно, отдельные трудности периодически встречаются у большинства деток, однако, если вы ответили положительно на семь и более вопросов – это повод показать ребенка специалисту по сенсорной интеграции центра «Фламинго».
Кроме того, спешим вас обрадовать! В Реабилитационном центре «Фламинго» внедрены в работу новые, уникальные методы реабилитации, такие как: бобат-терапия, АВА-терапия, холдинг-терапия, служба ранней помощи.
Готовятся к открытию комната психологической разгрузки для родителей, зал сенсорно-двигательной интеграции, комната работы с детьми-аутистами.
Мы ждем поступления в Центр и новых тренажеров: гамака для йоги, троса, ботинок с пружинами и многого-многого другого.
Следите за новостями на нашем сайте! Уже со следующей недели мы начнем знакомить вас с новинками и новыми направлениями в работе центра «Фламинго».
Ксения КРЫЛЫШКИНА,
фото автора (На фото: занятие по бобат-терапии).
Подарок 18-летняя Екатерина Карасева получила от Департамента социальной защиты населения Кемеровской области.
- Недавно дочери исполнилось 18 лет, - рассказала мама Наталья Владимировна КАРАСЕВА. – В начале лета мы были в центре «Фламинго» и поскольку дочь стала совершеннолетней, это был последний курс реабилитации в Центре. Я обратилась с просьбой к руководству учреждения о том, что нам просто жизненно необходим подъемник для ванной комнаты, чтобы купать Катю, потому как мне поднять ее на руки, чтобы положить в ванну стало просто невозможно. Прошло совсем немного времени и наша мечта исполнилась! Я так счастлива, что центр «Фламинго» и Департамент соцзащиты Кузбасса пошел мне навстречу и подъемник мы получили! Спасибо огромное!
Подъемник реабилитационный с электроприводом для ванны для купания инвалидов действительно решил большую проблему в семье Карасевых.
Напомним, Катя многие годы посещала центр «Фламинго», у девочки диагноз ДЦП и она прикована к инвалидному креслу. Мама Наталья Владимировна воспитывает одна двоих детей и, естественно, никогда бы самостоятельно не смогла приобрести столь дорогостоящее средство технической реабилитации. Стоимость подъемника составила порядка 50 тысяч рублей.
Добавим, что несколько лет назад подъемник с электроприводом получала семья Воротилкиных.
- Устройство для купания стало незаменимым в нашей квартире для сына, пользуемся не первый год и очень довольны, - призналась Татьяна Олеговна УСОЛЬЦЕВА, мама воспитанника центра «Фламинго» Руслана Воротилкина. – Крепкий, прочный, надежный механизм, удобная посадка, нескользящая поверхность сиденья, все легко и просто в использовании. Подъемник очень облегчает жизнь не только самого ребенка, но и его родных.
Ксения КРЫЛЫШКИНА.
Фото Натальи ПАРФЕНОВОЙ, специалиста по социальной работе МБУ РЦ «Фламинго»