Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, совершенно особая категория людей. Героически преодолевая жизненные трудности, эти люди заслуживают наше уважение и признание.
Стараясь помочь родителям детей-инвалидов, специалисты отделения психолого-педагогической помощи оказывают психологическую помощь родителям с целью смягчить первый удар и принять сложившуюся ситуацию такой, какая она есть, с ориентацией родителей на активную помощь малышу. Для оказания эффективной психологической помощи необходима объективная психодиагностическая информация, затрагивающая как анализ состояния самого ребенка, так и сферы детско-родительских отношений. С этой целью введен в работу психологов блок "Диагностика детско-родительских отношений", предназначенный для компьютерной обработки психологических тестов, используемых в решении проблем внутрисемейных взаимоотношений, и статистической обработки результатов.
Детско-родительские отношения это система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям и наоборот. Семейная среда оказывает огромное влияние на все стороны жизни ребенка, на его психоэмоциональное состояние и особенности развития личности.
Особое значение в психологическом консультировании семей, воспитывающих ребенка-инвалида, имеет выбор методов получения информации о конкретной семье, так как от точности и полноты информации зависит выявление сложностей, выбор направления коррекционной работы и ее эффективность.
Опросник для родителей "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) Опросник АСВ позволяет диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений.
Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Чаще - низкая педагогическая культура родителей. Во втором случае нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.
Какие нарушения вызывают подобные отношения родителей? Повышенную опеку или, наоборот, пренебрежение интересами ребенка, эмоциональное отвержение и жестокое обращение. Возможен и противоречивый тип воспитания.
"Измерение родительских установок и реакций" предназначена для изучения отношений родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности семейной жизни. Психологическая помощь направляется на разрешение семейного конфликта и улучшение отношений в семье.
Диагностика родительской тревожности и Экспресс-диагностика семейного состояния позволяет выявить наличие и уровень выраженности таких отклонений в семейных отношениях, как чувство вины, тревоги, нервно-психического напряжения в родительско-детских отношениях.
Тест "Подростки о родителях" предназначен для диагностики родительско-детских отношений глазами подростка, а также отношений родителей в случае семейных конфликтов. В последнем случае особое отношение приобретает разница между отношениями с отцом и матерью.
Опросник "Сенсорные предпочтения" предназначен для определения индивидуальных особенностей личности.
Введение компьютерных психодиагностических программ дает специалистам ряд преимуществ:
Развитие ребенка-инвалида в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. Родители детей-инвалидов должны поверить в свои силы и активно совместно решать насущные проблемы своих детей и своей семьи.
По итогам диагностики проводится психотерапия с использованием возможностей сенсорной комнаты.
В отделении психолого-педагогической помощи появилась новая услуга "Диагностика готовности к школьному обучению и адаптация первоклассников".
Цель: обеспечение контроля за психолого-социальным сопровождением подготовки ребенка к школе и адаптации в ней.
Блок содержит 2 подблока:
Программа компьютерной обработки психологических тестов "Готовность к школьному обучению и адаптация первоклассников" позволяет:
Данная услуга предоставляется детям 6-7 лет с целью оценить уровень развития познавательных процессов и на основе результатов направлять внимание родителей на дальнейшую подготовку ребенка к школе. У 7-8 летних детей оценивается процесс адаптации в школе.
За последнее время расширилась материальная часть отделения психолого-педагогической помощи Центра. Обогатилась игровая среда, появились новые игровые зоны: спальня, кафе. Эти зоны используются в игровой терапии для социально-ролевых игр специалистами отделения психолого-педагогической помощи с детьми дошкольного возраста.
Ролевые игры – всегда игры "во что-то", "в кого-то". В этом плане они "зеркало общества". Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета и ролей. Данный вид игр представляет собой не что иное, как игровое обучение, основанное на стремлении действовать по мотивам воображаемой ситуации. В основе такой дидактической игры лежит какая-то «тайна», неизвестность результата. Процесс игры – ведущее к разрядке приключение.
При использовании детских игровых зон ребенок моделирует, прежде всего, социальные отношения и импровизирует, не подчиняясь жестким правилам. Тем не менее, произвольно разыгрывая различные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя.
Кафе
Эта игровая зона расширяет представления детей об окружающей жизни, помогает обучать правилам поведения в общественных местах.
Эта мебель очень понравится юным хозяйкам - за ней так удобно размещать посуду для своих кукол. В игре закрепляются знания о труде взрослых - профессии "продавец", официант, воспитываются трудовые навыки.
Спальня
Во время игры с такими комплексами, дети приучаются убираться, вырабатывают социальные навыки, навыки самообслуживания, заботливого отношения, аккуратность, навыки общения и культуры поведения.
Дидактический стол
Это удобное и комфортное место для развития различных навыков ребенка. Он представляет собой специальный стол, оборудованный для развивающих игр и наполненный набором игрушек. Занятия за дидактическим столом обучают малышей различать цвета, размер, количество и форму различных предметов, развивают навыки речи, творческие способности, логическое мышление, аккуратность, совершенствуют умение сравнивать и конструировать предметы.
Дидактический стол с набором фигурок помогает развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию, улучшает зрительное восприятие. Игры способствуют концентрации внимания у малышей, вырабатывают координацию движений, умение сравнивать предметы и строить серийный ряд.
В Кемерове 629 неполных семей, воспитывающих детей-инвалидов, получили картофель – эта благотворительная акция проводилась по инициативе Губернатора Кемеровской области А.Г. Тулеева
Овощами, а это по
Овощи были предоставлены ООО "Провинция" (Кемеровский район, д. Колычево).
Работа специалистов МУ ЦР "Фламинго" по выдаче продовольственных наборов проходила в интенсивном режиме - не только в течение рабочей недели, но и в субботние дни.
Семьи, в которых ребенок с ограниченными возможностями воспитывается одним родителем, как правило, мамой, зачастую испытывают материальные трудности. Поэтому мамы, получившие картофель, выразили благодарность администрации области и Аману Гумировичу лично, за заботу и постоянную поддержку.
Ольга ЖАРКОВА,
зав.отделением диагностики и программ социальной реабилитации
25.02.2011 года на базе отделения психолого-педагогической помощи Центра "Фламинго" проведено городское методическое объединение психологов детских учреждений социальной защиты на тему "Применение сенсорной комнаты в комплексной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации". Психологи Центра реабилитации поделились опытом работы в сенсорной комнате за прошедший год после ее открытия. Заседание методического объединения носило информационно-практический характер.
Поэтому в первой части участников познакомили с оборудованием и продемонстрировали его действие. Рассказали об использовании сенсорной комнаты в реабилитации детей с различными нарушениями. А также в семейном консультировании для психологической коррекции взаимоотношений в семье, находящейся в трудной жизненной ситуации.
В практической части психолог Казакова Л.Ю. провела психотренинг "Изменение семейного сценария". С помощью упражнений "Мыслить позитивно", "Со-чуствие", "Сосуд желаний семьи" формировали положительные установки на восприятие семейного сценария, избавлялись от негативных привычек, установок в семейных отношениях, закрепляли создание атмосферы согласия, сотрудничества и дружбы в семейных отношениях.
Благотворное влияние сенсорной комнаты на психоэмоциональное состояние участники семинара почувствовали во время сеанса релаксации, который провела психолог Логинова Н.С.
Не подвергается сомнению то, что спорт является одним из самых эффективных способов реабилитации детей с ограниченными возможностями и их интеграции в общество. Занятия спортом имеют огромное значение для детей-инвалидов: они не только способствуют поддержанию физической формы и душевного равновесия, но и предотвращают возникновение повторных заболеваний. А при наличии современных вспомогательных средств и приспособлений инвалидность перестала быть причиной для отстранения от многих спортивных видов деятельности.
Специальная модель велосипеда, появившегося недавно в центре "Фламинго", разработана для детей:
Многие из таких детей хотят и могут самостоятельно передвигаться, но обычным велосипедом пользоваться не могут.
Велосипед сконструирован таким образом, что он автоматически поддерживает баланс, требует незначительных усилий для приведения его в движение и очень легок в управлении. Все это позволяет ездить на таком велосипеде без посторонней помощи.
Специальные ремешки на педалях держат ноги там, где это нужно. Низкое передаточное колесо позволяет легко крутить педали даже новичкам и не позволяет быстро разгоняться.
Сиденья велосипеда очень комфортные, и оснащены регулируемым ремнем безопасности.
И нет сомнения, что реабилитация детей с помощью такого велосипеда становится более интересной и, конечно же, эффективной!