Автомобиль, управляемый при помощи мысли придумал и смоделировал Сергей Анатольевич Полянский - специалист центра молодёжного инновационного творчества при КемГУ «Техносфера», постоянный консультант сотрудников центра «Фламинго» по разработке и внедрению интерактивных технологий и современного компьютерного оборудования в реабилитации детей-инвалидов. Ему на помощь пришла группа студентов КемГУ, которые с удовольствием приняли участие в создании автомобиля!
- Чтобы «рулить» необычной машиной, необходимо надеть специальные наушники с сенсорными датчиками, которые способны распознавать электромагнитные импульсы головного мозга и передавать их на бортовой компьютер, - пояснил Сергей Анатольевич.
|
Напомним, в отделении психолого-педагогической реабилитации центра «Фламинго» уже почти год активно используется вертолет-геликоптер, который помогает детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и задержкой психоречевого развития. Покупка современного гаджета так необходимого в реабилитации детей-инвалидов стала возможной благодаря гранту Департамента социальной защиты населения Кемеровской области в рамках проекта «Современное развитие», реализуемого в центре «Фламинго». Вот на основе геликоптера Сергеем Полянским и был разработан еще один тренажер в виде автомобиля, который тоже управляется при помощи мысли. И если вертолет от силы мысли должен летать, то автомобиль – ездить.
Нейроинтерфейсы - это гаджеты нового поколения, распознающие Альфа-, Бета- и другие волны, которые излучает наш мозг. Они могут и принимать сигналы, и расшифровывать их, считывая намерения человека. Таким образом, открываются практически божественные возможности: чтение мыслей, «технический телекинез» (управление компьютерами и техникой с помощью мысли) и даже телепатия - обмен мыслями с помощью устройств.
Если быть точными, нейроинтерфейс - это компонент целого ряда инновационных гаджетов, взаимодействующих с мозгом напрямую. Одни являются тренажерами для улучшения концентрации, другие учат бороться со стрессами, третьи используются разработчиками игровых систем.
Реабилитация детей-инвалидов в центре «Фламинго» никогда не игнорировала современные технологические находки. Ведь дети, в том числе с ограниченными возможностями, всегда в курсе информационных новинок и с удовольствием их используют. Поэтому Центр всегда старается идти в ногу со временем.
- Конечно, вертолет-геликоптер – это один из самых интересных нейроинтерфейсовых гаджетов, его относят к категории образовательных игрушек. Я подумал, а почему бы не создать для воспитанников центра «Фламинго» еще одну игрушку, но другой конфигурации, с более усовершенствованными функциями и возможностями. Так и получился автомобиль, - рассказал Сергей Полянский, специалист центра молодёжного инновационного творчества при КемГУ «Техносфера». – Управление автомобилем – это хорошая тренировка для нейронов головного мозга, которая поможет воспитанникам с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и задержкой психоречевого развития. Игрушечный автомобиль - отличное средство, позволяющее преодолевать стрессы, быстрее решать поставленные задачи. Ребенок учится сосредотачивать свое внимание на конкретной цели, после подобных игр наблюдается повышение уровня успеваемости в школе, улучшается самодисциплина.
Еще раз отметим то, что автомобиль полностью кузбасская разработка. Смоделировал и сделал его Сергей Анатольевич Полянский для воспитанников центра «Фламинго» совершенно бесплатно. За что ему огромное спасибо!
- Воспитанники Центра делают потрясающие успехи в освоении нового гаджета, - рассказала Наталья Сергеевна ЩЕРБИНИНА, психолог отделения психолого-педагогической помощи МБУ РЦ «Фламинго». - Уже на первых занятиях им удается не просто заставить машину трогаться с места, но и полноценно ездить, совершать маневры и вовремя останавливаться. И все это, о, чудо, при помощи собственных мыслей и эмоций ребенка.
Добавим, в настоящее время Сергей Анатольевич совместно с психологами центра «Фламинго» разрабатывают еще один новый тренажер, который поможет развивать мелкую моторику рук у детей и обучать их письму. Тренажер будет готов и сдан в работу психологов к концу 2017 года.
Подготовила Ксения КРЫЛЫШКИНА.
Фото Натальи ЩЕРБИНИНОЙ, психолога отделения психолого-педагогической помощи МБУ РЦ «Фламинго».
«Жираф и Заяц» и «Фламик-Грязнуля и Чистюля» стали очередными творениями воспитанников реабилитационного учреждения и их родителей!
- Над мультфильмом «Жираф и Заяц» работали Рита Усова и ее мама Анна Владимировна, - рассказала Арина Игоревна МИТРОФАНОВА, руководитель мультипликационной студии «Город мастеров» отделения социально-трудовой реабилитации центра «Фламинго». – Я лишь помогла им смонтировать картину. Работали в технике перекладной анимации. На изображение мы наложили песню Михаила Пляцковского «Настоящий друг», а музыку к словам написал композитор Борис Савельев. Кроме того, в мультфильме «Жираф и Заяц» звучит еще и голос воспитанницы и автора Маргариты Усовой, то есть у картины получилась двойная озвучка!
- Спасибо моей дорогой мамочке, что помогала мне рисовать разные картинки к моему первому в жизни собственному мультфильму, - призналась Маргарита УСОВА, воспитанница центра «Фламинго».
Над картиной «Фламик-Грязнуля и Чистюля» работала целая группа: это педагоги дополнительного образования отделения социально-трудовой реабилитации центра «Фламинго», которые написали сценарий мультфильма и трое воспитанников! У каждого ребенка было свое задание: кто-то рисовал Фламика и его друзей, кто-то лепил из соленого теста деревья и облака, кто-то вышивал бисером бабочек и цветы. Затем Арина Игоревна, руководитель студии «Город мастеров», помогла ребятам фильм смонтировать, а воспитанники центра «Фламинго» его озвучили!
- В мультфильме «Фламик-Грязнуля и Чистюля» у нас целое многоголосье: шестилетний Егор Леконцев озвучил сразу двух персонажей Фламика и Червячка. Пчелку озвучила четырехлетняя Ксюша Железнякова, а голос рассказчика взяла на себя 18-летняя Альбина Карпова, - пояснила Арина Игоревна. – Для музыкального сопровождения поучительной истории про Фламика мы использовали «Веселую песенку» на слова Вадима Борисова и музыку Александра Ермолова, в исполнении Театра детской песни «Талисман». Ребята с большим интересом погрузились в волшебный мир анимации, процесс их просто захватил. Как же здорово за этим было наблюдать! Скажу еще, что интерес к студии мультипликации у ребят, посещающих центр «Фламинго», растет с каждым днем, уверена, что дальше наше творчество будет развиваться по нарастающей! Впереди – целое лето, а значит, поработать над созданием мультфильмов мы сможем на славу!
Напомним, два года назад в отделении социально-трудовой реабилитации центра «Фламинго» открылась студия мультипликации. Она оборудована на средства гранта – проект «Интерактивный мир», созданный Фондом поддержки детей-инвалидов «Фламинго», который стал победителем областного конкурса.
За время работы студии «Город мастеров» воспитанники Центра подготовили порядка 20 мультроликов. Еще десяток картин находится сейчас в работе.
Программа занятий детской мультипликации составлена для разных возрастных групп, самые маленькие посетители студии – малыши двух лет.
Работа над мультфильмами ведется в технике перекладной анимации, то есть предметы постепенно двигают, кадр за кадром методично снимая на фотоаппарат, в специальной программе кадры превращают в непрерывное действо.
Переоценить значение мультстудии для воспитанников Центра сложно. За время создания фильма ребенок может побывать в роли сочинителя, сценариста, актера, художника, аниматора и даже монтажера. У детей развивается логическое мышление, фантазия, цветовое, пространственное мышление, сенсорные навыки.
Ксения КРЫЛЫШКИНА
Преподаватели ДШИ № 45 провели в центре «Фламинго» мастер-класс по рисованию.
В отделении социально-трудовой реабилитации мальчишкам и девчонкам, а также их мамам преподаватели школы искусств предложили, на выбор, нарисовать сердце с ромашками или красивый теремок.
- Мы показали ребятам образцы своих рисунков, - рассказали педагоги. – А дальше – дело их фантазии и умения. Единственное, на что попросили обратить внимание, так это на предстоящий праздник Дня семьи, любви и верности, который будем отмечать 8 июня. Сегодняшнее наше занятие было посвящено именно ему и сердце с ромашками – символ праздника, а красивый теремок как мечта любого человека о собственном доме.
|
||
|
|
|
|
|
Каждый ребенок рисовал в присущей ему манере и технике, самым маленьким помогали мамы и преподаватели ДШИ. Карандаши, фломастеры, краски – в ход пошло все. В итоге, по окончании мастер-класса, каждый похвастался своим рисунком.
- У воспитанников центра «Фламинго» получились просто замечательные работы, - отметили педагоги ДШИ № 45. - Спасибо всем огромное за чудесное общение. Обязательно в скором времени приедем к вам еще!
Добавим, что мастер-классы от преподавателей детской школы искусств стали хорошей традицией в центре «Фламинго». Воспитанники всегда с огромным удовольствием принимают в них участие, а нарисованные работы уносят домой, и бережно хранят в домашней коллекции!
Ксения КРЫЛЫШКИНА,
фото автора
Он поможет воспитанникам преодолеть нарушения в умственном и физическом развитии.
Психологи центра «Фламинго» начали внедрять в свою работу новый метод реабилитации «Сенсорная интеграция».
Сенсорная интеграция и стимуляция разработаны трудотерапевтом Джин Айре из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, которая работала с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения.
- Сенсорная интеграция - это способность человека организовывать ощущения, испытываемые организмом, для совершения движений, обучения и нормального поведения, - рассказала Наталья Александровна ГУЩИНА, психолог отделения психолого-педагогической реабилитации. – Занятия с детьми мы проводим посредством органов чувств, воспринимающих ощущения - визуальные, звуковые, обонятельные, вкусовые, тактильные, вестибулярные (среднее ухо), земное притяжение и проприоцептивные (мышцы, связки, сухожилия).
Сенсорная стимуляция и интеграция обеспечиваются при проведении комплекса упражнений, направленного на преодоление нарушений сенсорного восприятия и уменьшение аутостимуляций, оказание помощи ребёнку в правильной обработке информации. Например, если ребёнок испытывает трудности с осязанием, терапия будет заключаться в исследовании руками разных на ощупь предметов.
- Комплекс упражнений создаётся на основе сенсорной диагностики индивидуально для каждого ребёнка. Диагностика включает в себя: интервью с родителями (направлено на оценку ребёнком собственного тела, выявление тех каналов, которые вносят вклад в сенсорно-интегративную дисфункцию) и SIPT (сенсори интегрейшн и праксис тест), которые направлены на исследование областей тактильных ощущений, вестибулярных ощущений, проприорецепции и праксиса.
Цель коррекционной работы по развитию процессов сенсорной интеграции усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системой.
- Занятия сенсорной интеграцией помогут детям с различными нарушениями поведения, речи, мышления, эмоциональной сферы успешно преодолеть препятствия в развитии и социально адаптироваться в обществе, - пояснила Наталья Сергеевна ЩЕРБИНИНА, психолог отделения психолого-педагогической реабилитации. - Наибольшую эффективность методика даёт в коррекции детей с синдромом Дауна, задержкой психоречевого развития, ДЦП и аутизмом.
Используя игру (один из самых важных видов деятельности в детстве), возможно изменить то, как мозг ребёнка реагирует на прикосновения, звук, зрительные образы и движение. Психологи центра «Фламинго» знакомят детей с новыми тактильными ощущениями и испытывают их сенсорные системы с помощью ряда тщательно подобранных игр.
|
|
- Следуя интересам ребёнка, мы позволяем ему самому выбирать игры, но всегда корректируем деятельность, чтобы обеспечить его прогресс по достижению целей, проверяем, чтобы игра соответствовала имеющимся у него навыкам. Игра не должна быть слишком простой, чтобы воспитанник не заскучал, и не слишком сложной, чтобы он смог с ней справиться, - рассказала Наталья Сергеевна. - Игрушки и упражнения, снаряды и движение - это игра, развлечение, но именно так и развиваются дети. Тренируя моторику, баланс, равновесие мы развиваем каждого ребёнка индивидуально. Чем разнообразнее сенсорное развитие, тем больше шансов добиться поставленной цели!
Отметим, что занятия по сенсорной интеграции в центре «Фламинго» уже начались. Сейчас психологи Наталья Гущина и Наталья Щербинина занимаются с группой детей в возрасте от трех до десяти лет.
|
Пока о конкретных результатах говорить рано, но уже спустя неделю занятий психологи Центра отметили, что метод способствует улучшению двигательной координации, снижению уровня двигательного беспокойства, улучшению чувствительности к тактильным, зрительным, звуковым, слуховым стимулам и эмоционального фона ребёнка.
Кстати
Методу «Сенсорная интеграция» психологи центра «Фламинго» обучились в Москве.
В начале мая на базе московского учебного цента «Логопед Мастер» прошли курсы повышения квалификации на тему: «Сенсорная интеграция в работе с детьми с нарушениями речи и других высших психических функций, трудностями эмоционального развития, социальной адаптации и школьной неуспеваемостью».
В работе московского семинара приняли участие Наталья Щербинина и Наталья Гущина.
|
|
Курс психологам центра «Фламинго» читала Екатерина Горлова, клинический психолог московского Центра патологии речи и нейрореабилитации, нейрореабилитолог, семейный психотерапевт, психоаналитик, практик с опытом работы более 15 лет.
По окончании курсов Наталья Александровна и Наталья Сергеевна получили Сертификаты о повышении квалификации.
Подготовили Наталья ГУЩИНА и Наталья ЩЕРБИНИНА, психологи отделения психолого-педагогической помощи МБУ РЦ «Фламинго».
Фото авторов.
Фоамиран – новое слово в перекладной мультипликации.
Занятия мультипликацией в студии «Город мастеров» центра «Фламинго» помогают воспитанникам увидеть привычное по новому, понять красоту окружающего мира и человеческих отношений, что способствует формированию эстетического вкуса. Дети приобретают технические знания, воспитывают трудовые навыки и умения, развивают специальные и творческие способности. В процессе мультипликации могут быть задействованы группы детей, это дает им первый опыт взаимодействия в коллективе.
В ходе знакомства с мультипликацией в студии «Город мастеров» отделения социально-трудовой реабилитации ребенок работает с разными материалами, развивая мелкую моторику, образное мышление.
На втором этапе происходит погружение в сказочную историю - педагог предлагает ситуацию и подключает детей в развитие сюжета. На занятиях в мультипликационной студии центра «Фламинго» дети узнают, как создаются анимационные фильмы, знакомятся со всеми этапами работы – начиная с написания сценария и разработки персонажей и заканчивая съемкой и озвучкой. Что особенно приятно для детей и их родителей, в конце обучения они получают сделанный ребенком мультфильм.
Перекладная мультипликация позволяет использовать различные техники и материалы при изготовлении героев, декораций, фона.
Поэтому в работу творческой студии мультипликации «Город мастеров» был введен материал фоамиран.
Фоамиран – пластичная замша, выпускающаяся в виде листа и отличающаяся мягкостью. Особенности материала позволяют использовать его в разных видах рукоделия. С его помощью можно создавать разнообразный объемный декор: цветы, куклы, гирлянды, различные аксессуары для дома.
Материал легкий и неприхотливый в хранении. Работать с ними очень просто, он мягкий, прочный, ровный, пористый.
Его главной особенностью является способность немного растягиваться. Это свойство очень важное, поскольку изделию можно придать любую форму, и она будет сохранять ее. Формование игрушек происходит посредством воздействия на замшу тепла рук человека: ее можно скручивать, растягивать, придавать ей определенную конфигурацию.
Замша легко разрезается ножницами, особенно фигурными. Кстати, продается материал в разном виде – в рулоне, листовом варианте, уже вырезанными элементами и так далее.
С введение в работу нового материала – фоамирана - в руках ребенка с ограниченными возможностями появился инструмент, с помощью которого он сможет себя выражать. Потому что создание мультфильма - это всегда отражение его внутреннего состояния, его переживаний и надежд, его фантазии.
Елена ЗЮСЬКИНА, зав. отделением социально-трудовой реабилитации.
Фото из архива