Специалисты отделения психолого-педагогической помощи прошли обучение в Томске!
Не секрет, что диагноз аутизм стал очень распространен в последнее время среди детей-инвалидов. Количество их растет, а диагностировать заболевание в раннем возрасте достаточно сложно.
- Методика АВА-терапии дает возможность изучать влияние факторов окружающей среды на поведение детей-аутистов и изменять его, то есть манипулировать этими факторами. Идея программы АВА заключается в том, что любое поведение влечет за собой последствия, и когда это ребенку нравится, он будет повторять эти действия, если же не нравится - не будет, - рассказала Светлана Павловна БЕРЕЖНАЯ, заведующая отделением психолого-педагогической помощи МБУ РЦ «Фламинго». - АВА-терапия для аутистов - это основа большинства программ, которые направлены на лечение данного отклонения у детей. Ценность поведенческой терапии подтверждена многочисленными исследованиями, проводившимися в течение 30 лет.
Метод АВА-терапии активно развивается в центре «Фламинго» в последнее время. Три психолога и педагог центра «Фламинго» вернулись из Томска, где приняли участие в практическом тренинге «Формирование учебного поведения у детей с расстройством аутистического спектра», который провели большие специалисты по АВА-терапии – сотрудники Центра сопровождения семьи «Школы развития «Умничка», созданного на базе Томского государственного педагогического университета.
Основная цель обучения – сделать АВА-терапию как можно более доступной для всех кому она необходима!
- На сегодняшний день ABA является единственной научно-подтвержденным способом коррекции поведения людей с расстройством аутистического спектра, - рассказала Наталья Сергеевна ЩЕРБИНИНА, психолог центра «Фламинго», участница тренинга. – Практический тренинг в Томске очень помог нам, столько новой, полезной информации для работы с детьми-аутистами мы узнали, обязательно все это будем применять практически на занятиях с нашими воспитанниками.
Занятия АВА-терапией в центре «Фламинго» помогают в следующем: у ребенка улучшаются навыки общения, нормализуется поведение, проявляется способность к обучению. Кроме этого, благодаря данной программе значительно уменьшаются проявления поведенческих отклонений. Также доказано, что чем раньше начаты курсы АВА-терапии (предпочтительнее в дошкольном возрасте), тем более заметными будут результаты.
- Но нельзя не сказать, что АВА-терапия никогда не будет эффективной, если семья не включена в процесс, - пояснила Наталья Щербинина. - В ситуации дефицита специалистов в области АВА-терапии, родители обязаны по возможности восполнять этот дефицит, обучаясь и практикуясь на собственном ребёнке. Просто нет другого выхода. Лично знаю родителей, которые «за пояс заткнут» многих специалистов и очень успешно помогают своим аутичным детям. Этим родителям нет необходимости доказывать эффективность метода. Они на своём собственном опыте убедились в том, насколько поменялось качество их жизни с ребёнком.
Мозговая деятельность аутистов специфична. Аутическое расстройство приводит к прямолинейной работе мозга. Ребенок не может делать несколько вещей сразу. Одновременное мышление и выполнение действия – это не характерное состояние. К примеру, в ответ на определенную просьбу матери, малыш понимает, что к нему обращается мать, но не может пойти по зову, так как начинает мыслить. Психика аутиста работает определенным образом, поэтому общение с таким ребенком требует определенной психической подготовки родителей, близких родственников.
Сегодня психологи и педагоги центра «Фламинго» успешно работают по методике АВА-терапии. К каждому ребенку – особый, индивидуальный подход. Классические АВА-технологии - это комплекс различных мероприятий для ежедневного выполнения, которые «прописывает» воспитаннику специалист.
- Справедливости ради, скажу, что АВА-терапия не является чудо-методом или какой-то панацеей, исцеляющей всех аутичных детей. Пока наука не может предложить нам такого метода, хотя при благоприятных обстоятельствах можно добиться поразительных результатов. Хорошо, если АВА-терапия будет присутствовать в жизни ребенка-аутиста наравне с другими методами лечения: физиолечением, медицинскими препаратами, которые назначит ребенку специалист. Одним словом, комплекс мер, который нужно ежедневно выполнять, - пояснила Наталья Щербинина, психолог центра «Фламинго».
Добавим, осенью этого года специалисты Центра отправятся на обучение в Москву. Там пройдет всероссийский семинар по обучению АВА-технологиям. Психологи и педагоги центра «Фламинго» познакомятся не только с опытом российских специалистов в реабилитации детей-аутистов, но и своих зарубежных коллег!
Ксения КРЫЛЫШКИНА.
Фото из архива отделения психолого-педагогической помощи МБУ РЦ «Фламинго»
Оно было посвящено роли театра в работе с детьми-инвалидами.
Сегодня в Реабилитационном центре на базе отделений дневного пребывания и стационара прошло городское методическое объединение на тему: «Театрализованная деятельность в работе с детьми с ограниченными возможностями».
Воспитатели центра «Фламинго» поделились опытом своей работы с психологами, социальными педагогами и воспитателями из социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Маленький принц», а также со специалистами по социальной работе и педагогами-организаторами представляющими Центр социальной помощи семье и детям.
- Тема театра была выбрана не случайно, - пояснила Наталья Александровна СОНИНА, заведующая отделением дневного пребывания и стационара МБУ РЦ «Фламинго». – Развитие театральных способностей у детей с ограниченными возможностями очень благотворно влияет на их социальную адаптацию, реализацию индивидуальных возможностей ребенка, его коммуникативных навыков. Участвуя в театрализованных постановках, музыкальных спектаклях и играх, «особые» дети быстрее адаптируются в окружающей среде. Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом развитии. Способность к вступлению во взаимодействие с другими детьми и взрослыми у этих детей значительно выше и формируется гораздо быстрее, чем у детей, которые не участвовали в театрализованной деятельности.
Программа городского методобъединения стала обширной и разнообразной. Участники семинара послушали интереснейшие доклады воспитателей центра «Фламинго». Побывали на мастер-классе «Теневой театр», где смогли посмотреть, как при помощи нехитрых подручных материалов можно создавать потрясающие воображение картинки и фигуры.
- В теневой театр дети влюбляются сразу. Сначала они увлеченно смотрят представления, а потом начинают изобретать сюжет сами, - рассказала Ирина Борисовна АРКАДЬЕВА, воспитатель стационарного отделения МБУ РЦ «Фламинго». - Театр теней развивает фантазию, творческие способности. Формирует у детей стойкий интерес к театрализованной деятельности, желание участвовать в общем действии, общаться со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях, развивать речь и умение активно строить диалог. Кроме того, у ребенка формируется игровое поведение, эстетические чувства и способность творчески относиться к любому делу.
Воспитатели центра «Фламинго» рассказали участникам мероприятия, какие виды театрализованной деятельности используются в реабилитации детей с ограниченными возможностями. Это и театр на тарелочках, кукольный, пальчиковый театры, спектакли с переодеванием в различных персонажей и много-много других театральных направлений.
Все, без исключения участники методобъединения, с удовольствием приняли участие в игре-разминке.
Необычной стала и выставка методических пособий, фотоматериалов, на которой были представлены наработки как воспитателей стационарного и дневного отделений центра «Фламинго», например, авторские программы по работе с детьми. Так и различные поделки, специальные развивающие игры и многое другое, выполненное руками детей и воспитателей из подручных средств.
- Слов нет, какой замечательное мероприятие нам подготовили воспитатели центра «Фламинго», - поделилась Маина Ивановна СЕМЕНОВА, социальный педагог Центра социальной помощи семье и детям города Кемерово. – Все прошло просто восхитительно, на одной волне, легко и непринужденно: доклады воспитателей и игры-разминки с участниками – это лучшая форма работы методических объединений, на мой взгляд. Я для себя узнала много нового и интересного, обязательно сделаю со своими подопечными какой-нибудь из многочисленных видов театров и будем ставить спектакли! Спасибо вам, коллеги!
Театр… Важнейшее из искусств и как здорово, что в реабилитации детей в центре «Фламинго» это искусство считается одним из самых главных. Воспитателями Центра уже доказано, что большинство детей, приобщившихся к театрализованной деятельности, впоследствии, с легкостью вступают в контакт со здоровыми сверстниками и взрослыми. Таким образом, можно сделать вывод, что через театр происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.
Ксения КРЫЛЫШКИНА,
фото автора
Раньше на Руси талантливых людей, которые занимались народными промыслами, творили красоту своими руками - называли Мастеровые. И в наше время есть люди, умеющие создавать необычное, из привычного, творя красоту руками, которые по-настоящему ЗОЛОТЫЕ...
К счастью, есть и в центре «Фламинго» такие специалисты, одна из них – Елена Викторовна Лебедева, воспитатель дневного отделения.
О талантах Елены Викторовны мы уже писали не раз! Без нее не обходится ни один новогодний утренник, а роли ей достаются всегда дерзкие и яркие. Она – пишет стихи, поет песни, но сегодня не об этом, сегодня речь пойдет о ее руках.
![]() |
![]() |
![]() |
***
…Какой же дивный у нее процесс творенья;
Из лоскутков и собственных идей
Рождается шедевр старанья и умения
И вызывает восхищенье у людей.
Ее поделки, куклы удивляют
Фантазией и исполнением самим,
Как золотые руки проявляют
Тот импульс, что послали им.
И люди глядя на творенья Лены,
Восторг не сдерживая от ее работ,
С волненьем скажут: «Руки золотые»
И их оценка в Вечность отойдет.
Дай Бог здоровья Мастерице нашей,
Дай Бог ей радости от творчества ее,
И с каждым днем работы ее краше,
Ведь золотые руки у нее.
Ксения КРЫЛЫШКИНА.
Фото из архива Елены ЛЕБЕДЕВОЙ.
Отрывок из стихотворения Ольги МИХАЙЛЮК.
Его провели специалисты отделения медико-социальной реабилитации.
«Особенности лечебной физкультуры при нарушениях осанки и плоскостопии» - именно так звучала тема областного практического открытого занятия, которое состоялось сегодня в Реабилитационном центре.
На открытый урок по ЛФК в центр «Фламинго» съехались специалисты по лечебной физкультуре со всей области, которые в настоящее время проходят курсы повышения квалификации в Кузбасском региональном институте повышения квалификации (КРИПКиПРО).
|
- Развитие опорно-двигательного аппарата у детей нередко происходит с нарушениями, среди которых наиболее частые – нарушения осанки и плоскостопие. А, как всем нам известно, главный принцип сохранения здоровья – профилактика. Опыт и наблюдения специалистов убеждают, что главную роль в формировании правильной осанки играют воспитание и систематические физические упражнения, - рассказала Анжелика Анатольевна КОРОБКОВА, инструктор по ФК отделения медико-социальной реабилитации МБУ РЦ «Фламинго». – Поэтому тема нашего практического урока-семинара стала такой востребованной для специалистов по лечебной физкультуре, работающих в различных детских учреждениях области.
|
На открытом занятии Анжелика Анатольевна научила своих коллег технике выполнения упражнений на развитие мышц спины, живота, бедер, обучила упражнениям на координацию движений и равновесие, а также как правильно при помощи подвижных игр, укреплять дыхательную мускулатуру у детей.
- В детстве легко вырабатываются положительные навыки, поэтому формировать правильную осанку у детей нужно еще до школы. Мебель – стол, стул – должна соответствовать росту ребенка. Уже с 4-летнего возраста надо приучать детей правильно сидеть, стоять, не сутулиться во время ходьбы. Стоит позаботиться и о профилактике плоскостопия: удобная обувь, зарядка для стоп, теплые ванночки с морской солью – все это поможет детям избежать проблем со здоровьем в будущем, - пояснила Анжелика Анатольевна. – И самое главное, что я постаралась донести до своих коллег, это то, что при организации двигательной активности воспитанников необходимо применять индивидуальный подход и помнить о том, что физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту и полу ребенка, состоянию его здоровья, уровню развития и биологической зрелости.
Ксения КРЫЛЫШКИНА,
фото автора
На портале www.a42.ru опубликовали материал «Мальчик, который выжил», рассказывающий о воспитаннике центра «Фламинго» Руслане Воротилкине и его маме Татьяне Усольцевой.
Журналистка Дарья Кельн провела с необыкновенной семьёй один день в Реабилитационном центре, и ей удалось очень проникновенно и душевно передать всю атмосферу детского учреждения, рассказать о победах Руслана, надеждах на будущее мамы Татьяны и донести до читателя главное: даже в самых сложных жизненных обстоятельствах не стоит опускать руки и сдаваться.
Отдельных слов восхищений и благодарности вызывают и фотографии к материалу, сделанные Александром Патриным!
Хочется поблагодарить журналистку Дарью Кельн и фотокорреспондента Александра Патрина за замечательную статью, спасибо вам за ваше неравнодушие и внимание к детям с ограниченными возможностями.
«Мальчик, который выжил» читайте здесь.
Ксения КРЫЛЫШКИНА.
Фото Александра ПАТРИНА.