Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, совершенно особая категория людей. Героически преодолевая жизненные трудности, эти люди заслуживают наше уважение и признание.
Стараясь помочь родителям детей-инвалидов, специалисты отделения психолого-педагогической помощи оказывают психологическую помощь родителям с целью смягчить первый удар и принять сложившуюся ситуацию такой, какая она есть, с ориентацией родителей на активную помощь малышу. Для оказания эффективной психологической помощи необходима объективная психодиагностическая информация, затрагивающая как анализ состояния самого ребенка, так и сферы детско-родительских отношений. С этой целью введен в работу психологов блок "Диагностика детско-родительских отношений", предназначенный для компьютерной обработки психологических тестов, используемых в решении проблем внутрисемейных взаимоотношений, и статистической обработки результатов.
Детско-родительские отношения это система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям и наоборот. Семейная среда оказывает огромное влияние на все стороны жизни ребенка, на его психоэмоциональное состояние и особенности развития личности.
Особое значение в психологическом консультировании семей, воспитывающих ребенка-инвалида, имеет выбор методов получения информации о конкретной семье, так как от точности и полноты информации зависит выявление сложностей, выбор направления коррекционной работы и ее эффективность.
Опросник для родителей "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) Опросник АСВ позволяет диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений.
Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Чаще - низкая педагогическая культура родителей. Во втором случае нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.
Какие нарушения вызывают подобные отношения родителей? Повышенную опеку или, наоборот, пренебрежение интересами ребенка, эмоциональное отвержение и жестокое обращение. Возможен и противоречивый тип воспитания.
"Измерение родительских установок и реакций" предназначена для изучения отношений родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности семейной жизни. Психологическая помощь направляется на разрешение семейного конфликта и улучшение отношений в семье.
Диагностика родительской тревожности и Экспресс-диагностика семейного состояния позволяет выявить наличие и уровень выраженности таких отклонений в семейных отношениях, как чувство вины, тревоги, нервно-психического напряжения в родительско-детских отношениях.
Тест "Подростки о родителях" предназначен для диагностики родительско-детских отношений глазами подростка, а также отношений родителей в случае семейных конфликтов. В последнем случае особое отношение приобретает разница между отношениями с отцом и матерью.
Опросник "Сенсорные предпочтения" предназначен для определения индивидуальных особенностей личности.
Введение компьютерных психодиагностических программ дает специалистам ряд преимуществ:
Развитие ребенка-инвалида в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. Родители детей-инвалидов должны поверить в свои силы и активно совместно решать насущные проблемы своих детей и своей семьи.
По итогам диагностики проводится психотерапия с использованием возможностей сенсорной комнаты.
В отделении психолого-педагогической помощи появилась новая услуга "Диагностика готовности к школьному обучению и адаптация первоклассников".
Цель: обеспечение контроля за психолого-социальным сопровождением подготовки ребенка к школе и адаптации в ней.
Блок содержит 2 подблока:
Программа компьютерной обработки психологических тестов "Готовность к школьному обучению и адаптация первоклассников" позволяет:
Данная услуга предоставляется детям 6-7 лет с целью оценить уровень развития познавательных процессов и на основе результатов направлять внимание родителей на дальнейшую подготовку ребенка к школе. У 7-8 летних детей оценивается процесс адаптации в школе.
За последнее время расширилась материальная часть отделения психолого-педагогической помощи Центра. Обогатилась игровая среда, появились новые игровые зоны: спальня, кафе. Эти зоны используются в игровой терапии для социально-ролевых игр специалистами отделения психолого-педагогической помощи с детьми дошкольного возраста.
Ролевые игры – всегда игры "во что-то", "в кого-то". В этом плане они "зеркало общества". Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета и ролей. Данный вид игр представляет собой не что иное, как игровое обучение, основанное на стремлении действовать по мотивам воображаемой ситуации. В основе такой дидактической игры лежит какая-то «тайна», неизвестность результата. Процесс игры – ведущее к разрядке приключение.
При использовании детских игровых зон ребенок моделирует, прежде всего, социальные отношения и импровизирует, не подчиняясь жестким правилам. Тем не менее, произвольно разыгрывая различные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя.
Кафе
Эта игровая зона расширяет представления детей об окружающей жизни, помогает обучать правилам поведения в общественных местах.
Эта мебель очень понравится юным хозяйкам - за ней так удобно размещать посуду для своих кукол. В игре закрепляются знания о труде взрослых - профессии "продавец", официант, воспитываются трудовые навыки.
Спальня
Во время игры с такими комплексами, дети приучаются убираться, вырабатывают социальные навыки, навыки самообслуживания, заботливого отношения, аккуратность, навыки общения и культуры поведения.
Дидактический стол
Это удобное и комфортное место для развития различных навыков ребенка. Он представляет собой специальный стол, оборудованный для развивающих игр и наполненный набором игрушек. Занятия за дидактическим столом обучают малышей различать цвета, размер, количество и форму различных предметов, развивают навыки речи, творческие способности, логическое мышление, аккуратность, совершенствуют умение сравнивать и конструировать предметы.
Дидактический стол с набором фигурок помогает развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию, улучшает зрительное восприятие. Игры способствуют концентрации внимания у малышей, вырабатывают координацию движений, умение сравнивать предметы и строить серийный ряд.
25.02.2011 года на базе отделения психолого-педагогической помощи Центра "Фламинго" проведено городское методическое объединение психологов детских учреждений социальной защиты на тему "Применение сенсорной комнаты в комплексной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации". Психологи Центра реабилитации поделились опытом работы в сенсорной комнате за прошедший год после ее открытия. Заседание методического объединения носило информационно-практический характер.
Поэтому в первой части участников познакомили с оборудованием и продемонстрировали его действие. Рассказали об использовании сенсорной комнаты в реабилитации детей с различными нарушениями. А также в семейном консультировании для психологической коррекции взаимоотношений в семье, находящейся в трудной жизненной ситуации.
В практической части психолог Казакова Л.Ю. провела психотренинг "Изменение семейного сценария". С помощью упражнений "Мыслить позитивно", "Со-чуствие", "Сосуд желаний семьи" формировали положительные установки на восприятие семейного сценария, избавлялись от негативных привычек, установок в семейных отношениях, закрепляли создание атмосферы согласия, сотрудничества и дружбы в семейных отношениях.
Благотворное влияние сенсорной комнаты на психоэмоциональное состояние участники семинара почувствовали во время сеанса релаксации, который провела психолог Логинова Н.С.
В Кемерове 629 неполных семей, воспитывающих детей-инвалидов, получили картофель – эта благотворительная акция проводилась по инициативе Губернатора Кемеровской области А.Г. Тулеева
Овощами, а это по
Овощи были предоставлены ООО "Провинция" (Кемеровский район, д. Колычево).
Работа специалистов МУ ЦР "Фламинго" по выдаче продовольственных наборов проходила в интенсивном режиме - не только в течение рабочей недели, но и в субботние дни.
Семьи, в которых ребенок с ограниченными возможностями воспитывается одним родителем, как правило, мамой, зачастую испытывают материальные трудности. Поэтому мамы, получившие картофель, выразили благодарность администрации области и Аману Гумировичу лично, за заботу и постоянную поддержку.
Ольга ЖАРКОВА,
зав.отделением диагностики и программ социальной реабилитации
Не подвергается сомнению то, что спорт является одним из самых эффективных способов реабилитации детей с ограниченными возможностями и их интеграции в общество. Занятия спортом имеют огромное значение для детей-инвалидов: они не только способствуют поддержанию физической формы и душевного равновесия, но и предотвращают возникновение повторных заболеваний. А при наличии современных вспомогательных средств и приспособлений инвалидность перестала быть причиной для отстранения от многих спортивных видов деятельности.
Специальная модель велосипеда, появившегося недавно в центре "Фламинго", разработана для детей:
Многие из таких детей хотят и могут самостоятельно передвигаться, но обычным велосипедом пользоваться не могут.
Велосипед сконструирован таким образом, что он автоматически поддерживает баланс, требует незначительных усилий для приведения его в движение и очень легок в управлении. Все это позволяет ездить на таком велосипеде без посторонней помощи.
Специальные ремешки на педалях держат ноги там, где это нужно. Низкое передаточное колесо позволяет легко крутить педали даже новичкам и не позволяет быстро разгоняться.
Сиденья велосипеда очень комфортные, и оснащены регулируемым ремнем безопасности.
И нет сомнения, что реабилитация детей с помощью такого велосипеда становится более интересной и, конечно же, эффективной!